Больше историй

9 сентября 2014 г. 01:25

324

Let me be myself.

Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Есенин...Честно признаться, я уже и не помню, сколько мы вместе. Однако, этой поэмой он забронировал себе место в моей жизни, пожалуй, навсегда. Разве что, когда-нибудь я перестану быть собой, но искренне надеюсь, что этого не случится.
"Чем меня так зацепила данная поэма?" - спрашивали у меня люди, отчасти интересующиеся литературой и предпочтениями других людей." Почему она стала любимой?" - слышала я от родных и близких, искренне недоумевающих, что же в ней эдакого.
Не знаю, как остальным, а мне трудно объяснить людям себя. Даже сейчас. Просто...

У меня есть Яма. Она, как может вам показаться, больше похожа на бункер. Может быть, так и есть. Но никакая катастрофа меня туда не загоняла, разве что, я сама. В этой яме темно. Так темно, что порой я даже забываю, что включить свет - вполне в моей власти. У моей ямы есть крыша и окна. Но и то, и другое занавешено и редко открывается. Моя яма - мой дом. Моя яма - это я.
Когда кто-то пытается зайти ко мне в гости, на дне моей ямы образовывается болото. Может, яма тоже живая и чувствует, когда кто-то хочет нарушить ее покой. А, может, просто я замечаю, что сижу в болоте лишь тогда, когда понимаю, что кто-то хочет посидеть рядом со мной. Мое болото весьма агрессивное к чужакам. Оно всегда дает о себе знать, когда на его радаре появляется кто-то или что-то живое. Оно напоминает мне, что в этом мире есть только мы. Болото - это часть ямы. Ее детище, если можно вообще так выразиться.

Была ли я на дне собственной ямы? Да. Была. После этого оно замуровано. Туда больше не попасть. Утонуть можно теперь, канув в бесконечность. Необязательно достигать дна - чтобы лишиться воздуха хватит и нескольких минут.
Когда мы с болотом разговариваем, оно радуется. Когда я пытаюсь открыть окно или включить свет, не говоря уже о выходе наружу (так как о нем мне думать и не хочется, честно признаться), мое болото не дает мне этого сделать. Полный тоталитаризм. Разве что, мыслить я еще могу сама. Но и туда оно уже лезет, пытаясь подчинить себе и этот уголок моего существования.
Мое болото, мое дно - это я. Но я и еще просто я.

Теперь понятно, почему "Чёрный человек" - это моя любимая поэма? И как можно это объяснить тем, кто, якобы меня знает, но не понимает? Это даже себе удается объяснить с трудом. Потому что это все на уровне эмоций, а их, как по мне, описывать словами сложновато.

Впервые прочитав данное произведение, меня снова пронзило током. Все вокруг перестало существовать. Лишь внутри осталось осознание собственного удивления и покорности. У меня даже пробежали мурашки по всему телу, давая знать, что это мое. Настолько мое, что даже стало страшно. Настолько мое, что ничего ближе не может быть. Настолько мое, что это попросту я. Каждая клетка моего тела дала мне понять, что нашла себя в этой поэме. Ох, какие громкие слова я тут печатаю. Но они даже сотой доли того, что связывает меня с этим произведением, не отображают.

Слушай, слушай! —
Хрипит он, смотря мне в лицо.
Сам все ближе
И ближе клонится. —
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

картинка Femi

Комментарии


Не знаю, как остальным, а мне трудно объяснить людям себя.

Так многим легче объяснять себя не совсем целиком, т.к. не чувствуют и ли боятся чувствовать себя целиком, со своими "подвалами и болотами".
А вообще, "Чёрный человек" удивительная вещь в мировой литературе совершенного и безжалостного препарирования своего сердца. Иногда жалко, что Есенин сократил свою поэму . Говорят, в первоначальном формате, она производила ещё более гнетущее впечатление. Даже страшно подумать, что там было.
Знаете, довольно странное ощущение от Вашей истории. С одной стороны, довольно мрачновато, а с другой стороны, когда читаешь нечто хорошее, написанное как сказал бы Есенин " кровью чувств", на лице сквозится какая-то хорошая улыбка ( разные же бывают оттенки улыбок).
Интересно было бы узнать, а что именно Вы читали перед "Чёрным человеком" ? Не знаю как это объяснить, но чувствуется эхо какого-то иного произведения. Если же нет, то...


Так многим легче объяснять себя не совсем целиком, т.к. не чувствуют и ли боятся чувствовать себя целиком, со своими "подвалами и болотами".

Не целиком - это не то совсем.

Иногда жалко, что Есенин сократил свою поэму . Говорят, в первоначальном формате, она производила ещё более гнетущее впечатление. Даже страшно подумать, что там было.

"Страшно интересно", - сказала бы я. )

А вообще, "Чёрный человек" удивительная вещь в мировой литературе совершенного и безжалостного препарирования своего сердца.

А вот тут просто соглашусь и "плюсую" Вам. )

Интересно было бы узнать, а что именно Вы читали перед "Чёрным человеком" ? Не знаю как это объяснить, но чувствуется эхо какого-то иного произведения. Если же нет, то...

Если верить отмеченному на ЛЛ - Островского. Но тут эха именно этого произведения нет. По крайней мере, на мой субъективно-объективный. Есенин своей поэмой всегда на такое настроение наталкивает, так что, это только его рук, головы и сердца дело.

И спасибо Вам за то, что прочитали и поделились своим мнением. )


Не целиком - это не то совсем.

Пардон, я имел в виду то, что нужно ощущать в себе ( пусть иногда) это чувство целостности. А вот рассказать себя целиком, - это первый путь к шизофрении.

Но тут эха именно этого произведения нет. По крайней мере, на мой субъективно-объективный.

Просто мне показалось, что я "слышу" отголосок вполне определённого произведения. Хорошо ( ?) , что это не так. И не спрашивайте что это было за произведение).


А вот рассказать себя целиком, - это первый путь к шизофрении.

Так. Почему?

Просто мне показалось, что я "слышу" отголосок вполне определённого произведения. Хорошо ( ?) , что это не так. И не спрашивайте что это было за произведение).

А вот теперь точно очень хочется спросить. Но я выполню Вашу просьбу и не стану. Вы со мной сами поделитесь тем, какая это была книга. А иначе как мне трактовать это вопросительный знак после "хорошо"? Да и несправедливо так заинтриговать и уйти.


Так. Почему?

В "Макбете" есть забавное определение жизни : мол, она, есть рассказанная сумасшедшим повесть: шумна, яростна и мало что значит..
Понимаете, у нас в душе ( ?) есть много уровней-подуровней, тонов и полутонов различных понятий, ощущений и т.д., много неких страховочных средств, которые поддерживают многие слабые , ранимые и призрачные мысли и чувства, не давая им упасть и разбиться ( а они так привыкли к этому,что уже и не замечают этого). А в нашем внешнем мире, такое обнажённое чувство попытается по привычке опереться на что-либо, и...разобьётся, или его поранят. Да и нет у нас в душе, у нашего "я", понятия начала и конца, верха и низа, а рассказывать себя нужно ведь с чего -то начинать ? Хоть на миг, но мы определяем и загоняем в себе в эти клетки понятий "начала" и "конца", что уже абсурдно. Да и если высказать себя, то непременно разом, целиком. А эту уже на грани безумия и смерти ( самоубийства ? ).

А вот теперь точно очень хочется спросить. Но я выполню Вашу просьбу и не стану. Вы со мной сами поделитесь тем, какая это была книга. А иначе как мне трактовать это вопросительный знак после "хорошо"? Да и несправедливо так заинтриговать и уйти.

А вот так нечестно). Это что за восточные приёмы "мягкой силы" ?
Ладно, сыграю по вашим правилам. Вы думаете, если я не написал название этого произведения, то напишу его сейчас ? Возможно. А возможно и нет. Да и откуда вы будете знать, что это оно ? А после того, что я сейчас написал, даже если я напишу правду, вы будете сомневаться ( чуть-чуть). А если я и выдумаю, то, как-то бессознательно, подсказательно, выскажу правду. Итак, вот это произведение : Эдгар По - Яма и маятник.
Довольны ?


Да и если высказать себя, то непременно разом, целиком. А эту уже на грани безумия и смерти ( самоубийства ? ).

Целиком и сразу высказать себя невозможно.
Но к этому стоит стремиться, на мой взгляд.

А вот так нечестно). Это что за восточные приёмы "мягкой силы" ?
Ладно, сыграю по вашим правилам. Вы думаете, если я не написал название этого произведения, то напишу его сейчас ? Возможно. А возможно и нет. Да и откуда вы будете знать, что это оно ? А после того, что я сейчас написал, даже если я напишу правду, вы будете сомневаться ( чуть-чуть). А если я и выдумаю, то, как-то бессознательно, подсказательно, выскажу правду. Итак, вот это произведение : Эдгар По - Яма и маятник.
Довольны ?

Это был мой прием, а не какой-то там восточный. :Ъ
Вы неплохо сыграли по "моим правилам", скажу я Вам.
И да, довольна.)


Целиком и сразу высказать себя невозможно.
Но к этому стоит стремиться, на мой взгляд.


Согласен, стоит. Вы читали стихотворение Тютчева Silentium! ?

Это был мой прием, а не какой-то там восточный. :Ъ
Вы неплохо сыграли по "моим правилам", скажу я Вам.
И да, довольна.)


Хорошо, пусть этот приём будет ваш )
И, да, доволен и я, но по другим причинам.


Вы читали стихотворение Тютчева Silentium! ?

Много раз.
Оно, несомненно, прекрасное. Но. Писать можно молча. :Ъ

И, да, доволен и я, но по другим причинам.

Хмммм...