Больше рецензий

27 апреля 2018 г. 10:58

1K

2.5 Исповедь подростков, которым, по большому счёту, нет дела до этого вашего освобождения Гроба Господня...

Книга повествует о печально знаменитом Крестовом Походе Детей, предпринятом в начале 13-го века для завоевания гроба господня в Иерусалиме. По некоторым данным, в поход отправились 25 000 детей и подростков. Их собрал пастушок Стефан, обладавший даром красноречия и убеждения, который вместе со всей армией отправился к королю Франции Филиппу II в аббатство Сен-Дени, но тот, попросив, к его чести, совета в Парижском университете, повелел всем возвращаться по домам. Стефан не послушался, молился в разных городах, привлекая новых последователей, детей и взрослых. К моменту похода в группе Стефана было около 15 тыс. человек. Дети кое-как добрались до Марселя, но там они столкнулись с тем, что у них нет плана, как переплыть море. Детской беспомощностью воспользовались местные предприниматели, и, в итоге, девочек пристроили в бордели, мальчиков в портовые рабочие, но значительную часть детей местные купцы погрузили на суда и отправили на Ближний Восток, где те по прибытии попали в рабство.

Что в этой истории правда, а что ложь – уже и не разберешь. История полна художественного вымысла и не знаешь, чему верить. Но книга повествует не о печальном конце этой сумасшедшей затеи, а о том, что послужило причиной желания детей отправится в этот поход.

От книги на такую тему я ожидал постоянных восклицаний в духе: «Ах, они же дети, идущие на верную смерть, это не правильно и не справедливо, как же жалко этих бедных несчастных, что за злой рок!». Но этого в книге по минимуму.

Главный герой книги – священник и он встречает эту шествующую армию детей и подростков и предлагает им всем покаяться в грехах очиститься таким образом для выполнения этой священной миссии. Подходит к нему одна девочка и между ними происходит примерно такой диалог:
- Я грешна, - говорит девочка. - Потому что люблю Жака, он на меня не обращает никакого внимания и я решила пойти в поход вслед за ним.
Священник же ей говорит:
- Но главным образом ты хочешь освободить Гроб Господень, верно?.
-Какой гроб? Ну, наверное, если Жак тоже с этой целью идёт, то и я так же. А теперь я побегу, вроде бы Жак на меня посмотрел.

Подходит к нему другой мальчик и сообщает, что он пошёл в поход потому, что ему понравилась девочка, которая пошла, ну и он вслед за ней. Другому мальчику понравился отправившийся в поход мальчик. И так каждый опрошенный повествует священнику о причинах, побудивших их отправиться в поход и у всех задача «освободить Гроб Господень из рук нечестивых турок!» не является приоритетной, у всех другие, личные мотивы. Так же, опрашивая подростков, священник понимает, что не все они чисты и непрочны. Узнав всё это, священник понимает, что веры в детях – с гулькин нос и именно поэтому (а не потому, что изначальна эта затея отправиться в поход без достаточных запасов провизии и оружия, была очень глупой, нет, что вы, это же пустяки!) поход обречён на провал.

Книга состоит всего из двух предложений. Правда, каждое из них страниц на 50-60 и не совсем понятно, почему автор выбрал такой подход к изложению этой истории. Ведь персонажей много и, по сути, всё повествование заключается в исповеди нескольких подростков и в них легко запутаться, а автору жалко было точек и знаков пунктуации…

В общем, здесь минимум критики и ахов-вздохов по поводу неизбежной гибели детей, зато много исповедей подростков, все мысли которых занимает секс и другие подростковых проблемы. Поднята проблема отсутствия веры и духовности в людях. Читается с трудом, можно сказать даже, что читал я через силу и постоянно скучал. Не проникся я страданиями священника, вызванного отсутствием духовных ценностей и приземлёнными мыслями детей. Ожидал, что будет больше критики религии и её последователей, которые вешают лапшу на уши и заставляют людей отправляться на верную гибель, но этому в книге уделено очень мало внимания.

Комментарии


Автору не жалко было точек). Это художественный приём. Когда читаешь всё без точек, то как будто сознание одного героя перетекает в сознание в другого, и одна исповедь сливается с другой. И создаётся ощущение, что все эти дети, а в сущности, и все мы - соединены неисповедимыми и прихотливыми связями. Когда то, что говорит один исповедующийся, эхом отдается в словах следующего. И конечно, поход детей - это только предлог. Это притча. Первое предложение занимает всю повесть, а второе и последнее - "И они шли всю ночь".