16 февраля 2018 г. 14:29

1K

4

О, эта великая наивная литература! В ней есть своя прелесть: читатель знает, что всё будет хорошо. Например, герой падает в реку с лодки, которая подвергается атаке кайманов, - ну конечно он не погибнет, даже мысли такой не возникает при чтении. Да, другие герои, присутствующие на лодке, пугаются за жизнь товарища - но читатель не пугается. Читатель знает, что всё будет хорошо. Читатель XIX-го века просто не понял бы: как это - герой, да и погиб? Герой не может погибнуть! (у всего, конечно, есть исключения - но я сейчас про приключенческую литературу) Современный читатель тоже хочет, чтобы герой выжил, - но чтобы это было не так очевидно, не так ожидаемо. Ибо, чтобы нас развлечь - нас надо напугать! Заставить переживать. Жюль Верн развлекал своего читателя, предоставляя ему информацию о природе и истории края, - каммон, у нас есть википедия и National Geographic. Нам подавай адреналинчику. Современные читатели - adrenaline addicted. Приключенческая литература XIX-го века кажется нам пресной - и поэтому она осталась в XIX-ом веке. У нас же эра триллеров.

Мы, общество, сейчас стебём самый живучий киношный штамп - бомба обезвреживается ровно за секунду до взрыва. Я теперь знаю, откуда "ноги" у этого штампа. Неее, ну не прям из Верновской "Жангады", конечно, - из всей той наивной литературы. Героя спасают в последний момент. Извините за спойлер, но именно тогда Жоам Гарраль избежит казни по несправделивому обвинению. И вот что получается: автор раздувает проблемы, ставит всяческие преграды, при этом определяя дедлайн, момент Х (зачем у киношных бомб есть таймер с обратным отсчетом??), - но делает всё, чтобы читатель знал, что всё будет хорошо! И современного читателя это не радует - нас не просто не напугали по-настоящему, нас попытались обмануть!..

Откуда берётся это ощущение, что всё будет хорошо? Мне кажется, во многом из-за того, что личности персонажей - без полутонов. Благородные, великодушные, отважные, добрые и красивые - они не делают нечестивых поступков. Их не за что наказывать. А мерзкие, тщедушные, меркантильные, злые - они же не делают благородных бескорыстных поступков. Всем должно воздаться по заслугам. Ведь если ты будешь целый год вести себя хорошо - Дедушка Мороз принесет тебе подарок, а в противном случае - не принесет!

Наверное, поэтому и воспринимается такая литература наивной. Поэтому у "Жангады", да и у других книг Верна, куча тегов "детское" - детские детективы, зарубежные детские книги... Но ведь Верн писал её не для детей. И есть парочка очень забавных моментов (которые, конечно, современным детям тоже понятны, но если бы эти моменты были бы чуть-чуть более явными - то для школьного возраста книга бы не рекомендовалась), например:

— Я отблагодарю вас, Фрагозо, рано или поздно, вот увидите! — горячо сказала она.
— А как, позвольте вас спросить?
— О, вы сами знаете как!
— Тогда, раз уж я все равно знаю, отблагодарите меня сейчас!
Так было решено, что прелестная Лина — невеста Фрагозо

Комментарии

Всё таки хорошо, что современные читатели не все дегенераты-adrenaline addicted.
Есть и интеллектуальные, СПОСОБНЫЕ ОЦЕНИТЬ МАСТЕРСТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... И это радует.

+1 16.02.18

Конечно, читатели бывают разные - и собирательный образ современного читателя не всех умещает. Среди современных читателей есть, к сожалению, и такие, которые не умеют проявлять толерантность к другому мнению и с радостью навешивают уничижительные ярлыки на тех, кто проявляет иные, отличающиеся от их, вкусы, считая, что только их мнение, их вкусы - правильные и эталонные.

+3 16.02.18