Больше рецензий
9 января 2018 г. 03:22
828
5 "Режиссерских находок не люблю": Георгий Данелия в анекдотах и в жизни
РецензияГеоргий Николаевич Данелия - талантливейший режиссер и сценарист советской эпохи. С момента расцвета его творческой деятельности прошло уже несколько десятилетий, исчезла страна, изменилась жизнь, но фильмы его не стареют. "Я шагаю по Москве" и "Джентльмены удачи", "Афоня" и "Мимино", "Осенний марафон" и "Кин-дза-дза!", многие другие. Все они остаются актуальными, заставляют задуматься и смешат, до сих пор находят своего благодарного зрителя. Некоторые из них я уверенно называю своими любимыми фильмами.
А ведь Данелия мог бы никогда не стать режиссером. Он учился на архитектора, работал в Институте проектирования городов и на режиссерские курсы попал по счастливой случайности (хотя всегда интересовался кино, и семья его была напрямую связана с кинодеятельностью). Он не любил явные режиссерские находки - зритель не должен замечать, каким образом режиссер добивается сопереживания. Благодаря этому уникальному подходу и видению, уже первые его фильмы были высоко оценены публикой и кинокритиками.
Данелия - увлеченный профессионал, неуемный перфекционист, признанный мастер комедии. Все это отражено в его автобиографической книге "Безбилетный пассажир". Это вряд ли полноценная биография, скорее действительно сборник баек, но до чего же они смешные! Я хохотала в голос почти над каждой страницей (даже в метро!), особо забавные эпизоды зачитывала друзьям и искренне удивлялась, как столько уморительных, нелепых, анекдотических ситуаций могло выпасть на жизнь одного человека, пусть и известного режиссера.
Конечно, как и киноработы Данелия, его автобиографические зарисовки не ограничиваются только шутками - в них есть глубина, интересные наблюдения и размышления. Любопытно было почитать об особенностях советской киноиндустрии и "внутренней кухне" киноконцерна "Мосфильм", об опасных командировках в капиталистические страны и об отношениях с актерами, в том числе с Евгением Леоновым, которого режиссер называл своим талисманом, и Никитой Михалковым, амбициозным юношей, расплакавшимся на съемочной площадке.
В заключении не могу не сравнить эту книгу с "Неподведенными итогами" Эльдара Рязанова, которые я с превеликим удовольствием прочла в прошлом году. Еще один мэтр советского кино, Рязанов пишет более обстоятельно, целые главы отводит отдельным актерам, в деталях описывает съемки многих своих фильмов. Данелия останавливается подробно лишь на некоторых (и не самых известных) своих работах, о многом еще хотелось бы его расспросить, но его книга все равно запоминается и подкупает - хлещущим со страниц юмором и каким-то чисто грузинским теплом.
М.
Моя рецензия на книгу Неподведенные итоги
Лампомоб 2018. Огромное спасибо за совет Skorpi - это точное попадание в яблочко!
Ветка комментариев
Спасибо за совет!