Больше рецензий

Coffee_limon

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 февраля 2011 г. 23:39

308

5

Там тень моя осталась и тоскует…
Анна Ахматова

По большому счету, то, насколько каждый из нас будет любить или не любить литературу, во многом зависит от школьного учителя. Не так ли? Не во всем, конечно. Но во многом. Этот человек, как волшебник, может создать чудо – привить любовь к поэзии. А может навсегда отбить желание читать рифмованные строчки…
Книга Алексея Ильича Павловского написана в помощь учителю. Учителю, преподающему Литературу. Я не просто так написала слово «литература» с большой буквы. Просто читая книгу «Анна Ахматова. Жизнь и творчество» проникаешься огромным уважением к поэтессе, к поэзии и к литературе вообще. Повествование настолько лирично, настолько одухотворенно, что немедленно заражаешься любовью, желанием читать, немедленно читать Ахматову, впитывать ее лирику, внимать ее строкам.
«Есть три эпохи у воспоминаний», - сказала однажды Анна Ахматова в одном из стихотворений. И Павловский в своей книге делит условно рассказ о творчестве поэтессы на три периода. Первый – молодой, начальный – отмеченный сборниками «Вечер», «Четки» и «Белая стая». Здесь больше рассказывается о лирике Ахматовой, акмеизме, символизме. Второй – 20-е – 30-е годы. Сложный для Ахматовой период. Неприятие ее тогдашними официальными правительственными и литературными кругами. Третий – Великая Отечественная война.
Алексей Иванович очень хороший рассказчик. Его речь эмоциональна и насыщена. Читать – одно удовольствие. В конце книги идет глава, посвященная «Поэме без героя». Читая, начинаешь видеть перед собой не текст, а действие. Сцену, на которой происходит театральная постановка.



«Перед нами маскарад, карнавал, лица без лиц, одни лишь тени, одни лишь названия, не соответствующие своим прямым смыслам. Но ряженой, маскарадной, призрачной была ведь и сама эпоха 1913 года – с Распутиным, с эпидемиями самоубийств, с предчувствиями конца, оправдывавшими любое кощунство… Безошибочное художественное чутье продиктовало Ахматовой именно этот сюжет: вереница маскарадных лиц и в центре – самоубийца. Перед нами развертывается карнавал, но за галереей потешных лиц неотступно маячит тень трагедии, подлинная кровь и подлинная смерть. Какою же ценой оплачен этот трагический фарс?»



Просто до мурашек… А как он называет это произведение?!



«Поэма без героя» - это литературная симфония, включающая в себя множество голосов и инструментов, среди которых авторский голос то теряется, то берет на себя обязанности античного хора…»



Я немедленно перечитала поэму. Потом еще раз главу этой книги, посвященную разбору поэмы. Здесь тень твоя осталась и тоскует…
Я бы хотела такого учителя литературы в школе…

Комментарии


Думаю,



то, насколько каждый из нас будет любить или не любить литературу, во многом зависит от

семьи и домашней книжной полки, от того читают ли родители, бабушка с дедушкой...
я вообще не помню своих учителей литературы;


У каждого свое восприятие мира. Мои бабушка с дедушкой никогда не увлекались поэзией.


ну тогда все ученики одного учителя равно питали бы пристрастие к предмету) И где мы это видим? Нигде.
мне много пришлось учиться, в разных школах и проч. уч. заведениях, (+самой преподавать), и в результате: я твёрдо уверенна, что от учителя, преподавателя результат если и зависит, то в мизерной степени ; всё - от человека; (кому-то, возможно, нужен толчок) стремления и наклонности рождаются с нами)

А Вы уверены, что "увлекаетесь поэзией", а не интересуетесь литературой в широком смысле?


Вам не нравятся мои рецензии. Вот в этом я уже почти уверена.
Что ж, мне жаль. Я пишу только то, что чувствую.


О Господи! Да нет! Мне приятно поговорить с заинтересованным человеком.
Всё . Не буду