Больше рецензий

23 апреля 2017 г. 09:14

928

3 Юмор, триллер и котики

Посвящается Славе Сэ, про которого ни слова в этой книге и который никогда не прочтет ни её, ни эту рецензию.

«Водка пил, земля валялся». (Из народного творчества)

Иногда внезапные вещи подозрительно попадают в тему. Как сосиска перед носом котэ, икающего от переедания украденной колбасой. Как земли Америки перед глазами взмыленного Колумба, купившего билет в Азию. Злонамеренность реальности будит дежурную паранойю, прочно положившую на эффект Розенталя. Совпадение – в глазах смотрящего? Хрена с два. Это типичный заговор.

Книга про языковую игру не могла простодушно попасться мне на глаза. Особенно когда от словесной игры икается уже ничуть не меньше, чем страдающему обжорством котэ. Это судьба и даже хуже. Дергаться было бесполезно, бежать на нейтральные территории не имело смысла. Душу грела одинокая мысль: читать про комическое – не самое плохое, что может случиться с человеком.

Мысль как-то быстро сошла на нет. Оптимизм – вообще самая нестойкая из религий. Хотя находятся адепты, но, подозреваю, они долго не живут. После размышлений о том, что именно отдать на откуп естественному отбору, показалось удобнее жертвовать не собой. Так что оставшиеся пятьсот страниц читались в отсутствие ложных надежд. Но ведь читались же. Ибо даже в жизни скромного читателя есть место подвигу.

А знаете ли вы, как трудно писать о смешном? Ведь как-то надо соответствовать, а лучшие годы утекают мимо. Сочувствие к автору захлестывало меня пять долгих и мучительных дней. Хотелось утешить, накормить пиццей, а заодно предложить послать к черту классиков. Мраморные бюстики Чехова, Пушкина и Маяковского стали сниться мне по ночам. Они беспрестанно цитировали одно и то же. К сожалению, остроумное. По чьим-то меркам. Надо было адекватно реагировать, чтобы не разочаровывать апологетов. Увы, под собственный нервный смех, плавно переходящий в истерический, оказалось сложно спать.

Надо ли говорить, насколько энергично теперь меня терзают смутные сомненья, что монография – это приговор. Препарировать и классифицировать. Жечь глаголом. Чуть гуманнее, чем напалмом, но целевой аудитории лучше переждать в окопах. Оттого пометка «для широкого круга читателей» кажется завуалированной ловушкой. Только втянешься в дискотеку, как музычка меняется. И вот уже вокруг с непроницаемыми лицами танцуют свое беспощадное адажио слова «имплицитно», «деонтическая», «квантификатор», «ассерция». Тянет холодом по спине, из темноты доносится демонический смех. И даже условный котэ зло и многозначительно улыбается.

Специфичность макабрического мотива того и гляди усугубится бабайкой и «черной рукой». Ведь половина шуток – будто родом из детства. Ну если не считать откровенно сексистских. Впрочем, что же вы хотите от классиков? У них в анамнезе хронические психотравмы и штаны на подтяжках. Что же вы хотите от автора? Пиццы всё нет, вокруг одни недолеченные классики, и даже весёлый сказ «Про Федота-стрельца» просвистел мимо юмористически озабоченного сознания.

Я бы тоже порой не отказалась, если б кое-что своевременно свистело мимо. Но вселенная ригористична как взвод шварценеггеров на задании. В отместку приходится забить на сакральность филологических идолов, плюнуть в сторону чуждых методик и навязших в зубах трюизмов. А после радоваться тому, что у каждой книги есть конец.

А вообще, был бы у меня выбор, я бы поставила на психологов. У них больше шансов противостоять классикам. А также раскрыть глаза оптимистам, дать профилактического пенделя котэ и параллельно разобраться в природе смешного. Потому что «Эмоциональный отклик» – это где-то там у них, аккурат между «Экстраверсией» и «Эмпатией».

К слову о патологиях. Мой личный градус внутреннего мазохизма оказался ниже нормы. Сознание всю дорогу кричало: «Кто в армии служил, тот в цирк и не попрется». Что делать читателю? Надеяться. Чувство юмора – штука непредсказуемая.

Ветка комментариев


Упущенные возможности - не такие уж упущенные. :) Правда, это опять же возвращает нас к вопросу о "сделать и пожалеть".))) Диалектика, ёпрст...


Зато теперь ты знаешь все о юморе Пушкина, Чехова и кого-то ещё.


А еще Карамзина, Салтыкова-Щедрина, Крылова, Чернышевского, Гоголя, Зощенко, Аверченко, Тэффи, Булгакова, Бабеля, Ильфа и Петрова, Леца, Высоцкого, Жванецкого, Губермана, Вишневского... омг, даже Пугачева мелькала. Но это не про юмор, это про синтез и анализ. Очень подробно, занудно, банально и местами не вполне убедительно. Теперь глубоко дышу и пытаюсь абстрагироваться. ;)


Сальников-Щедрин лапочка, правда его специфический юмор меня осьмнадцати годков в такую жуткую депрессию после города Глупова вогнал, что спаслась единственно Швейком. Нон стоп раза три подряд. О Гашеке не было в твоей книжке?

А Леца только афоризмы знаю.


Гашек не попадался. Почему-то избранные цитаты из Чехова повторены многократно, а некоторые из известных писателей, знавших толк в смешном, вообще обойдены вниманием. Предположим, автор тяготел к русской словесности (понятно, название намекает), но я уже написала выше, что, например, Филатова не было, хотя ко времени написания монографии он был уже достаточно популярен. Тайна сия велика.)


Каждый слышит, как Он дышит, Санников дышит Чеховым, его право.


Да у нас с правами все ок.) И с правами Санникова дышать Чеховым, и с моими правами оценивать результат его дыхания. Мир местами весьма гармоничен.)


А местами не весьма ((


Тогда удачи!!! Гармония неизбежна, товарищ!


Как дембель товарищ. Но я предпочитаю аккордеон


Салтыков-Щедрин. конечно, не могу поправить с телефона


Я уже поняла, что с телефона, и даже успела позавидовать. Выходные, отдых, романтика... )


С точностью до наоборот. Работа.


Поняла. Отзываю назад свою зависть.)