Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

14 апреля 2017 г. 19:17

1K

Хорошую научную книги отличает от плохой процент в воды в тексте. С удовольствием отмечаю, что всех историков, относящихся к Школе Анналов, нельзя упрекнуть в наличии этой самой воды. Кроме фундаментального подхода к исследуемой теме, они выбирают еще невообразимо интересную тему. Помню свои потуги придумать то, что было бы в равной степени исследовано и не исследовано, чтобы было интересно научному сообществу и мне самой. Худо бедно получилось. Но какая зависть берет меня, когда сталкиваюсь с французскими исследователями, сумевшими не просто посмотреть на историю под другим углом, но заявить о себе и привнести в эту довольно-таки консервативную науку свежую идею.

Сама я специализировалась сначала на Античности, потом перепрыгнула на Великобританию 20-х годов, но всегда стабильно сохранялся интерес к средним векам, потому что трудно до конца разобраться с этим непростым периодом. С другими все проще, потому что не было такой пресыщенности общей картины, кучи противоречий, наслоений и стереотипов. Потрясающий исторический период. И это отражается даже в том постоянном любопытстве, с каким современные авторы вновь и вновь стараются перенести место действия в ту эпоху. И раз за разом меня жутко выбешивает качество исполнения. Готова рвать рубаху на груди и кидать помидорами в каждого, кто любит средневековый антураж Филиппы Грегори, Кена Фоллета или (упаси тех людей) автора цикла "Конгрегация". А все потому, что они лишают читателя того потрясающего действа, которое происходило в Средние века. В переработке моих адских кошмаров остается только жалкая оболочка всего средневекового многообразия.

В Средневековье берут начала очень многие явления, влиявшие на жизни, политику, культуру и т.д. вплоть до I мировой войны. Историю Европы немыслимо понять, если перескочить через этот период. И темные века могут оказаться не такими уж темными.

Ле Гофф и Трюон поднимают огромный пласт, поставивший в моей голове все на нужные места. Они берут объектом своего исследования тело человека, рассматривая его с разных углов. С самого начала перед нами всплывает очень важный парадокс - тело старались низвести, но оно продолжало играть очень важную роль. И самое интересное начинается уже на самом пороге Средневековья, когда в дверь постучала античная традиция и античное представление о теле, которые старательно постулировали греческие философы и поддерживали римляне. Отцам Церкви пришлось решать тонны вопросов и много объяснить для себя, имея на руках очень маленькую базу для обоснования. И под давлением их осмысления начинается постепенная трансформация, запускается весь процесс будущего терзания тела.

Почему смеяться грешно? Осуждался ли гомосексуализм? Как воспринимали сон? Что же не так с женщиной? Всегда ли любили ангелочков? Почему печень проиграла сердцу? Почему старики мудры, а старухи - ведьмы? Почему поедание мяса стало привилегией знати? Был ли секс в средневековой Европе? А любовь? Все ли телесные жидкости несут в себе грех? Почему врачи были также не престижны, как и проститутки? Как тело повлияло на появление чистилища? Так все же мы будем голые в раю или одетые? В средневековье все были хилыми хлюпиками? Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был дворянином?

Для меня "История тела" стала очередным кусочком пазла. Было до безумия интересно. А уж сколько лакун оказалось заполнено, мне и посчитать трудно.