Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

28 марта 2017 г. 20:15

842

5 "Из медиума в посредницы"

картинка Sandriya

Переживание посредничества — это процесс инициации, заключающий в себе смерть и возрождение, в ходе которых мы попадаем в область запретов, а затем возвращаемся обратно, чтобы вспомнить все, что видели.


Жила была девушка Кассандра, дочь Приама и Гекубы, на которую однажды польстился бог Аполлон, пообещавший наделить ее даром прорицания взамен на то, что девушка согласится ему принадлежать. Однако Кассандра не сдержала своего обещания, обретя милость бога и согласившись на предложенный Аполлоном "хотя бы последний поцелуй", дар получила, но в отместку извращенный - никто больше не доверял ее словам.
Именно так вкратце звучит смысл известного практически каждому мифа. Тем не менее, думаю, мало кто знает, что эта легенда коренится и в объяснении такого психического расстройства, как истерия, представляющего собой форму общего невроза, проявляющаяся разнообразными функциональными двигательными, вегетативными, чувствительными и аффективными расстройствами, характеризующаяся большой внушаемостью и самовнушаемостью больных, стремлением любым путем привлечь к себе внимание окружающих. Юнгианский аналитик Лори Шапира же посвятила свой труд как раз взаимосвязи болезни с историей о несчастной пророчице. Книга "Комплекс Кассандры" состоит из двух основных частей:

Первая, называемая "Кассандра в прошлом", - посвящена самому мифу, его анализу - истории Кассандры, Аполлона, их ощущений и поступков; описанию профиля Кассандры - что конкретно происходило в ее психической жизни; рассмотрению изучения истерии от самых истоков и до наших дней ("блуждающая матка", инквизиция, Шарко, З. Фрейд, К. Юнг, О. Кернберг, Э. Нойманн и др.).

Вторая, зовущаяся "Кассандра в настоящем", представляет собой, в первую очередь, описание и анализ проявлений истерии среди наших современниц, во вторую же, но не менее значимую, рассматривает способы терапии данного недуга (здесь не обошлось без любимого юнгианцами анализа сновидений). На пути к излечению - уравновешиванию - "от медиума к посреднице" у женщин, страдающих от истерии, лежит 5 стадий глубинных трансформаций, происходящих в соответствии с основными функциональными состояниями древних богинь:

1. Афина - здесь основной целью аналитика становится достижение уважения клиентки ее Анимуса, установление доверия в процессе переноса на терапевта фигуры отца. Психотерапевт здесь напоминает Афину, выступавшую в роли посредницы между Аполлоном и фуриями.

2. Деметра-Персефона - на этой стадии значимым аспектом терапии становятся уже отношения клиентки с "хорошей матерью".

3. Геката - важным элементом работы здесь является исчезновение идентификации клиентки с ее проекциями, именно на этом этапе женщина начинает обращать внимание на собственный творческий потенциал, силу и самоценность, приходит к пониманию, что незачем больше исключительно отвечать ожиданиям других.

Она больше не хочет иметь мужчину или Анимус в качестве своего покровителя, требующего безусловного подчинения и запрещающего бросать любой вызов своей власти. Она хочет возлюбленного, который бы определенным образом относился к ней, даже к ее темным частям.

Дальше...

4. Артемида -

Обучение у Артемиды дает женщине-Кассандре Персону, помогающую ей скрыться и таким образом защититься от патриархальных угроз. Кроме того, у нее укрепляются границы Эго, позволяющие ей различать индивидуальное и коллективное переживание. Она приобретает способность больше не служить посредницей, за исключением тех случаев, когда сама видит в этом необходимость. Такая интегрированность Эго помогает ей не только перестать быть жертвой постоянных наплывов бессознательного материала извне и изнутри, но и создать фемининный контейнер, в котором, по существу, может совершиться долгожданное coniunctio. Человек должен уметь сказать «нет» перед тем, как свободно сказать «да». А кто говорит «нет» лучше Артемиды — Великой Госпожи Нет?
Возможно, именно в наше время Артемиде нужно позволить себе сбросить защитную патриархальную Персону и опять обрести свою идентичность в качестве древней богини, чтобы снова выступать на защиту, будучи равной Аполлону и вместе с тем противоположной ему. Как полагает Роберт Грейвс, может раскрыться определенное отношение Артемиды к Аполлону, которое не предполагает прощения за его пренебрежение к фемининности и заставляет его вспомнить свои матриархальные корни. Именно Артемиде суждено низвести Аполлона до его прежнего положения подчиненного ей высшего жреца и вечного почитателя в доэллинской культуре. Ей придется напомнить солнечному богу о том, что он, наверное, забыл, оказавшись так высоко в своем стремлении не угодить в пасть матриархального катаболизма, — что в конце дня солнце должно садиться.


картинка Sandriya

5. Фемида -

На этой стадии женщина узнает, что отношение к другому человеку представляет огромную ценность, но вместе с тем ей не следует забывать о себе и опрометчиво не подчиняться воле другого человека. После интеграции образа Артемиды в Эго-сознание она научилась говорить «нет» совершенно иначе, чем делала это раньше, отвергая предложения Аполлона. Теперь она может сказать «нет» осознанно. У нее есть на это свои причины, и она может сделать все, сохраняя достоинство. Следующий ключевой шаг состоит в том, чтобы научиться говорить «да».
Точно так же Аполлон появляется в психике женщины-Кассандры в качестве Анимуса, имеющего совершенно иную основу. Он больше не является управляющей доминантой и центром психики. На более ранней стадии процесса Эго перестало идентифицироваться с патриархальным аполлоническим Анимусом и регрессировало до матриархального уроборического уровня. Лишенный подпитки либидо Анимус фактически прекращает действовать и регрессирует вслед за Эго. И точно так же, как онтогенез повторяет филогенез, развитие Анимуса у женщины-Кассандры происходит в соответствии с историческим развитием характера Аполлона: от сына-любовника матриархальной богини (Диониса на стадии Гекаты) через героический Гомеров образ (Геракла на стадии Артемиды) до классического Аполлона.
Теперь, на данной стадии своего развития, Аполлон может преодолеть ограничивающие его рамки нарциссического человеконенавистничества, которые стали причиной его отвержения Кассандрой. Аполлонический Анимус пережил свою дионисийскую Тень и в существенной степени оказался на стадии умирания (mortificatio). Теперь ему следует научиться устанавливать равноправные отношения с сильным женским Эго. Анимус больше не может выступать в роли тирана, подвергая его шантажу и угрожая его покинуть. Теперь женщина во всеоружии, она обладает внутренней властью; кроме того, она умеет предъявлять требования, быть безжалостной и брать реванш. Теперь она может оставаться в одиночестве.
Более того, она может создать тайное сакральное место. Это очень важная функция, так как теперь Эго способно создать контейнер для coniunctio, позволяющий сдерживать приливы эмоций и периодические соединения и разделения.

Такое количество цитат находится в рецензии неспроста и не по воле лени рецензента). Данные слова прекрасно справляются со своей функцией передачи значимых аспектов в работе с истерией. Автор провела действительно серьезную и вдумчивую работу в терапии личностей с истерией и описании психокорректирующих действий в этой книге. Подытоживая, отмечу, что именно такой путь исцеления необходимо пройти женщине, дабы научиться не только чувствовать нечто "за гранью известного логически", но и обладать силой этот дар использовать, владеть им и приносить им пользу и ресурсность:

В начале терапевтического процесса женщина-Кассандра не обладала Эго-сосудом, способным выдержать аполлонический Анимус. В процессе анализа у нее сформировалась «психологическая матка», которая больше не блуждает и обладает способностью к сдерживанию. Она подвергается трансформации и готова содержать в себе Анимус. Теперь, обладая крепким психологическим сосудом, она может принять на себя роль Пифии и стать посредницей, вдохновляющей Аполлона.Ее Эго является посредником. Аполлонический Анимус несет послание, Logos Spermaticos, оплодотворяющий дух, который входит в нее извне. Ее посредничество осуществляется через тело-психику-эмоциональный комплекс, который мы называем женским Эго; оно впитывает в себя это послание и начинает вибрировать. Оно обоняет, чувствует, ощущает, осязает его кинестетически, вынашивает его, пока не образуется гештальт.
В прошлом женщина должна была заболеть истерией. В страхе и тревоге она должна была выплескивать свои не обработанные сознанием впечатления, со всех сторон встречая недоверие. Теперь она может удерживать материал в себе, пока он не будет полностью готов к тому, чтобы его восприняли окружающие. Тогда Анимус сможет помочь ей рационально и символически осознать все, что она видит и чувствует. В конце концов Анимус помогает произнести вслух то, что необходимо, определить, где и когда следует это сделать, и даже подобрать этому выражению подходящую эстетическую форму, то есть он поступает как Дельфийский жрец, который интерпретирует высказывания Пифии и переводит их в поэтическую форму. Таким образом, женщина-Кассандра получает своего оракула. Теперь она сама может доверять своему восприятию и другие могут верить ему.

Комментарии

очень интересная и познавательная рецензия)

+1 30.03.17

спасибо, Настасик) Какая книга - такая и рецка)

+1 30.03.17

ой, так меня еще не называли)

+1 30.03.17

Буду первой, если нравится)

+1 30.03.17

звучит прикольно)

+1 30.03.17