Melkij_Parazit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (О да, эксперт! Все вздрогнули!))

10 марта 2017 г. 00:29

167

5

Мы религиозны ровно настолько, чтобы уметь друг друга ненавидеть.
Джонатан Свифт


Слышите, что они выкрикивают: "Фанатики! Себастьянисты! Людоеды! Англичане! Убийцы!"? А кто пришел сюда убивать женщин и детей, рубить головы? Кто заставил тринадцати-четырнадцатилетних детей стать воинами?
Марио Варгас Льоса "Война конца света"


Мы живем в обществе, где главную роль играют материальные ценности. Модно иметь iPod, разъезжать на престижной иномарке, выкладывать в соцсетях селфи со знаменитостями. Ведь чем измеряется наш жизненный успех? Правильно, деньгами. "Сколько ты получаешь?", "Ты что, не можешь себе позволить...?", "У нее муж хорошо зарабатывает..." и т.д.
Насколько большая пропасть отделяет нас от людей, которые владеют разве рубищем на собственных плечах? Можем ли мы понять их, если для них самая большая ценность - честь, самое страшное оскорбление - пощечина? Они не умеют читать и считают-то с трудом. Им с рождения ничего не принадлежало, разве пара щербатых мисок да глинобитная хибара. Они испокон века жили согласно неписаным законам своего штата, где бандиты могут ограбить, убить, но от них можно откупиться, а то и съесть за одним костром мясо только что отобранного ( у тебя же), убитого, разделанного и зажаренного осла. А вот полицейские родной страны ограбят, убьют, изнасилуют, и не откупишься. Голодные оборванцы, в которых непонятно как жизнь держится, но именно эти люди - ведущие персонажи романа "Война конца света", истории, которая пусть и в художественной форме, но повествует об ужасных событиях из прошлого Бразилии.
Последние десятилетия 19 века для Бразилии были очень бурными. В частности, провинция Баия пострадала вначале от жесточайшей засухи, а потом от эпидемии чумы. Для многих местных жителей эти события порушили привычный жизненный уклад, унаследованный от отцов и дедов, заставили их сняться с насиженных мест и отправится прочь из родного дома. "Добили" же привычный образ жизни отмена рабства и демократический переворот, что привел к отречению императора.
Новое правительство пожелало отделить церковь и светскую власть, забывая, что для жителей Баии падре - вот, рядом, каждый день служит в церкви, а представителя правительства еще искать и искать! А вот зачем регистрировать гражданский брак, здесь и вовсе не поняли, ведь существует же церковный! Далее, для страны, где демократическая власть провозглашала всеобщее равенство и братство, подозрение вызвала перепись населения, где нужно указывать расу... Все-таки для общества равных здесь столько терминов, предназначенных для обозначения смешанной в разных пропорциях крови... Вдруг их снова хотят сделать рабами?! И уж отмена десятины и реестр имущества (которого у местных жителей после засухи да голода с эпидемией кот наплакал) и вовсе настроили людей недружелюбно.
Эти люди - убийцы, бандиты, немощные, крестьяне, ремесленники и торговцы - всего лишь хотели жить по старым законам. Их невежество вылилось в сильнейшую ненависть и непонимание идеалов республики. Их фанатичная вера построила общину, основанную на неприятии личной собственности и христианских ценностях. А еще - у них был вождь, лидер, ставший символом движения. Антонио Наставник. Пожалуй, самая загадочная фигура во всей истории. Впрочем, мне кажется, что все это напряжение должно было куда-то выплеснуться, и, возможно, в других условиях и другом обществе Антонио Наставник остался бы просто бродячим проповедником, но здесь он стал святым пророком, пастырем.
И на поле боя сошлись с оружием в руках люди, верящие в одного и того же Бога. И делящие его, как бродячие собаки делят кость...
Повествование в книге напоминает мозаику, где отдельные кусочки - судьбы людей - постепенно складываются в эпическую картину противостояния двух разных миров. И одному из этих миров "война конца света" подпишет смертный приговор. Марио Варгас Льоса, автор романа, старается отразить участие в конфликте всех слоев общества страны, и получается пестрая, поражающая своей жестокостью и рациональностью картина, где судьбы маленьких людей, бедняков, "отбросов общества", зависят от демократического парламента, приверженцев военной диктатуры ( "республиканской диктатуры-республики без парламента, без политических партий, республики, где армия, как некогда церковь, стала бы средоточием, нервным центром общества, движущегося к процветанию"), крупных землевладельцев-аристократов и коммерсантов, желающих нажиться на очередной "лихорадке" ( кофейной, каучуковой - какая простому бедняку разница?), и прочих сил, жаждущих откусить свой кусочек власти. Вот правда, не было бы Антонио Наставника и его паствы - и Эпаминондасу Гонсалвесу пришлось бы их придумать!
По сути дела, "за бортом" очередного эксперимента с целью улучшения жизни населения оказались именно они - простые неграмотные крестьяне, неспособные развивать в Бразилии образование и науку, не понимающие, зачем отстранять от власти священников и чем же так плох император. И вот прогресс несется подобно огромному локомотиву, перемалывая под колесами судьбы тех, для кого жизнь где-то в Салвадоре, столице провинции Баия, или вовсе в Рио - все равно что жизнь на другой планете.
Марио Варгас Льоса - знаменитый перуанский писатель, лауреат Нобелевской премии, политический деятель, баллотировавшийся в президенты. Роман "Война конца света" автор называет своей главной книгой. И пусть он признается, что допустил в ней множество художественных вольностей, но сюжет книги основан на реальных, ужасных и трагичных событиях. Нобелевскую премию он получил в 2010 году "за изображение структуры власти и яркие картины человеческого сопротивления, восстания и поражения".
Так почему же именно роман "Война конца света" - главная книга писателя? Может, потому что история Латинской Америки - это история военных диктатур, стремящихся стать "нервным центром общества, движущегося к процветанию", молниеносной смены у власти правящих элит общества, смены политического курса отдельно взятой страны, которую мотает как корабль, застигнутый чудовищным штормом вдали от берегов?

Вера есть вид умственной блокировки, черпающий устойчивость в убежденности, будто истины, меры или то и другое неизменны, заданы раз и навсегда.
Барри Лонгиер "Враг мой"


картинка Melkij_Parazit
Храм Господа Христа в Канудосе, фото 1897 г.
После...

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!