Больше рецензий

FinnertyLeired

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2017 г. 16:08

140

3.5 Бразильский бунт – бессмысленный и беспощадный

О бессмысленных и беспощадных бунтах, которые «не приведи Бог видеть», сказал еще А.С. Пушкин. Думаю, можно расширить географию и отнести эти слова не только к России, но и к далекой Бразилии.

О жестокости восстания в Канудосе нет смысла спорить. Ведь Марио Варгас Льоса бОльшую часть книги посвятил описанию того, с какой непримиримостью, свирепостью, лютостью мятежники и правительственная армия истребляли друг друга. А вот о смысле можно вести бесконечную дискуссию: начиная с яркой религиозной составляющей, из-за которой войны велись и ведутся с древности и до настоящих времен, и заканчивая учениями Маркса о пролетариате, которому нечего терять, кроме своих цепей.

Как раз на примере этой книги нельзя не согласиться со словами, что «религия – это опиум для народа». Ведь Наставник по сути воспользовался тем, что позже было сформулировано В.И. Лениным:

Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду.

Антонио Наставник не так прост, как кажется своим последователям и врагам. В книге он предстает в двух ипостасях: или как пророк-учитель (вполне допускается и второе пришествие), или как монархист-англофил, враг Республики.
Однако читая о событиях, произошедших больше века назад, мы видим человека, который одержим сверхценной идеей «Республика - Антихрист». Почему-то именно его трактовка Евангелия, совмещенная с обвинением нового политического строя во всех грехах, удачно попала на плодородную, но опустошенную почву-душу бедных, сирых и убогих. И разбойников. И появились «всходы», описанные только с религиозной стороны. Мне кажется, автор необъективен, показывая, что люди в Канудосе были объединены только неистовой верой. Мы ничего не знаем о жизни в общине, кроме того, что они строили храм. Религия, религия, религия! Но собирая по крохам, по крупицам информацию, которая представлена очень скупо, мы понимаем, что жители – это не какие-то варвары, которые спали вповалку на земле, положив под голову кулак, носившие лохмотья, питавшиеся объедками и тем, что удалось награбить и любившие поджигать территорию врагов. Нет, эти люди строили дома, организовали приюты (дома-спасения) для немощных, за которыми был отдельный уход, выращивали овощи, зерновые, занимались животноводством, вступали в браки, рожали и воспитывали детей, была медицинская помощь и т.д. И кажется странным, что люди, которых должна была объединять идея скорого конца света и мысль «страдай сегодня – завтра в рай», старались наладить «долгосрочный» быт. Ведь такой образ жизни давал уверенность не только в сегодняшнем дне, но на ближайшие недели, месяцы, годы. На случай конца света можно было ограничиться одним храмом, этаким Ноевым ковчегом, а не строить целый город. И опять же вскользь, мимолетом, чтобы не заметили, автор упоминает об индейцах, которые верили в своих богов, но тем не менее примкнули к общине и сражались за нее, но за нормальную жизнь, а не за слепую веру.

И тут бы им всем «жить-не тужить, никого не осуждать, никого не обижать, и всем мое почтение». Но не для этого Антонио Наставник готовился всю свою жизнь, конец света должен наступить, даже если самому придется посодействовать этому. Ну не напрямую, конечно, ведь он – невинный агнец, «белый и чистый», с немытой головой и в лиловых одеждах, позволивший окружить себя ангелицами, которые надевают на него сандалии. Что вы, что вы! Нет, он никогда прямо не одобрял грабежи и поджоги владений несогласных фазендейро, никогда не давал согласие на убийства и ведение военных действий. И даже при создании Католической стражи он немного «поломался», но потом по выражению его лица все поняли, что он, так и быть, согласен. Но зачем человеку стража, если согласен на смерть, даже ждет ее, уверенный в том, что непременно воскреснет и попадет в рай? А когда, кровавая бойня подходила к концу, тихо и мирно умер от болезни, но даже здесь стал героем:

Всевышний не хочет, чтобы отец наш попал в руки Антихристовых слуг, не хочет унизить Наставника. Но он не хочет и чтобы мы думали, будто последние его минуты протекли без страдания и муки, и потому он поредваряет ими свою награду.

В то время, как для остальных погибнуть, сражаясь со злом, было честью, в то время, как все рвались на передовую, даже немощные старухи, смерть Наставника от вражеских рук в данном случае унизила бы его. Как так? Словом, личность не так однозначна, как представлялась поначалу. С одной стороны, великий человек, подаривший шанс людям поверить в себя, в свои силы, в свою жизнь, а с другой стороны преследующий свои собственные цели и манипулирующий теми, кто верит в него.

Но если кто-то думает, что любой имеет право на на лучшую жизнь, пусть даже загробную, то это не так:

Блаженненький еще часа два принимал поломников и не допустил в Бело-Монте только одного хлеботорговца из Педриняса, который некогда был сбощиком податей. Бывшим солдатам, проводникам, поставщикам саианинского воинства не отказывали, но сборщики податей под страхом смерти изгонялись прочь. Они высасывали из бедняков последние соки, уводили их скотину, отнимали пожитки, были алчны и безжалостны. И здесь, в Бело-Монте, могли бы стать тем червяком, который изнутри сожрет все яблоко.

Наставник принял в свои ряды много бандитов и разбойников, которые были отнюдь не Робин Гудами, грабившими богатых и отдававших все бедным, а которые были одинаково жестоки и беспощадны ко всем, независимо от их кошелька, пола, возраста. Но вот сборщик податей объявлен вселенским злом и не имеет даже шанса, несмотря на слова самого Антонио:

Каждый имеет право на спасение.

А самое интересное, что людям, этим воющим кланам, даже не приходило в голову поговорить, прежде, чем браться за ружье. Тут даже Вавилонская башня не понадобилась. Люди, разговаривающие на одном языке, не собирались даже слушать друг друга. И как ту не вспомнить бедного Галля:

Люди оглянутся назад, на нас, увидят, как мы жались между границ, как убивали друг друга из-за черточки на карте, и скажут: вот дураки-то были.

К сожалению, Галль попал не в ту страну, ему бы в Россию - он нашел бы здесь много единомышленников. Правда, Галля придется расстроить – мы (жители Земли) все еще воюем из-за черточки на карте и из-за веры.

А еще автор как бы навязывает нам свое сочувствие людям Наставника (помимо описания самой личности Антонио). И, соответственно, во время войны ты невольно становишься на сторону мятежников (обычно всегда же определяешься за «белых» ты или за «красных»). Армия практически безлика, но в общине ты знаешь историю многих, поэтому переживаешь за них и их трагедия чувствуется острее и больнее, чем смерть солдат.

Надо ли читать эту книгу? Надо, если хочешь увидеть Бразилию не только как страну вечного карнавала, кофе, футбола и сериалов, но и как страну со своей богатой историей и со своими особенными восстаниями, которые понятны людям на всех континентах и в любые времена, потому что жить свободно и достойно хочется в каждую эпоху.

Прочитано в рамках Долгой прогулки - 2017, команда Суперлучшие друзья.