Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

20 декабря 2016 г. 13:15

933

5

До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов...

Удивительный рассказ о любви от моего главного литературного мучителя Антона Павловича Чехова. Мучитель он потому, что его произведения неизменно трогают меня до глубины души, играют на ее струнах и заставляют плакать (пусть и лишь «про себя»). Таков великолепный Чехов, он более печален, чем Кафка; более мрачен, чем Достоевский; и это при том, что его творения всегда полны неизмеримой душевности, тепла, света, легкости, а за всем этим такая непроглядная тьма.

Главный герой нежно влюблен в женщину своей мечты, которая по злой насмешке судьбы уже замужем за другим. И в браке она несчастлива, ее муж почти стар и скучен, но она живет с ним, рожает ему детей, поддерживает очаг и …хранит верность. Любовь героев в этом рассказе целомудренна и лишена пафоса банальных измен, это история больше психологическая, удивительная, но вместе с тем (и в том гениальность великого психолога Чехова) такая обыденная, из серии «на каждом шагу».

Не хватает ума, смелости и силы духа влюбленным признаться друг другу в своих чувствах. Они думают о препятствиях: браке, детях, деньгах, условностях, хороших манерах и прочем тому подобном. А время идет, их любовь тлеет, словно костер, засыпанный мокрыми листьями в дождливый осенний день. Они страдают, мучаются и вот уже почти до раздражительности любят друг друга.

А потом автор-мучитель дает читателю финал, который уже предсказуем и которого я ждала- герои просто прощаются навсегда, линии их жизней расходятся и годы искренней любви (затаенной и невинной) поливается реками слез с обеих сторон, а потом пустота и …. Спустя годы осознание собственной глупости, понимание, что ничего в мире нет ценнее любви и ничто не может стоять препятствием на ее пути. Вот так и проходит жизнь. Много найдется людей с подобными историями. А потом в разговорах в компании друзей кто-то скажет: «Да что любовь?! Разве есть она? Не видал!», а потом тихо про себя вспомнит какую-то женщину, которая все же была…

Ветка комментариев


После прочтения рассказа не сразу понял, почему он входит в "футлярную" трилогию. Ответ отыскался в черновиках АП - еще до начала работы рассказом, он пишет в записной (это считается первой пометкой к будущему тексту и, по-видимому, может служить для нас некой точкой отсчета - центральной по важности): "Одинокие ходят в рестораны и в баню, чтобы разговаривать".

В начале рассказа эта мысль разворачивается чуть полнее: "У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. В городе холостяки нарочно ходят в баню и в рестораны, чтобы только поговорить, и иногда рассказывают банщикам или официантам очень интересные истории, в деревне же обыкновенно они изливают душу перед своими гостями". Для героя рассказа его прошлое, вся эта любовная история, стало футляром, отгородившим его от мира. Вроде уже столько лет прошло, а он все там.

Оп, и рассказ ровнехонько встраивается в компанию Беликова и "Крыжовника", также раскрывающих тему футляра - чуть более очевидно, надо признать.

Где-то здесь и окопалась главная мысль рассказа, как по-моему.


Спасибо за интересную информацию:)