24 сентября 2016 г. 19:15

366

4

К своему стыду только сейчас впервые просмотрел классику советского кинематографа только сейчас, и был совершенно очарован.
Сразу же захотелось почитать и первоисточник. Перед тем как приступать к прочтению, ознакомился с рецензиями и узнал что Жеглов, в отличие от киношного персонажа Высоцкого задумывался скорее как отрицательный персонаж, типаж сталинского палача, как его охарактеризовал один из авторов... Странно, но я этого не заметил. Т.е. Жеглов, конечно, действительно человек своего времени, но все равно выглядит скорее положительным, чем отрицательным, возможно даже более симпатичным, чем в фильме.

Да, у него есть очевидные недостатки - он самоуверен, нагловат, груб, не любит и не умеет признавать свои ошибки, зачастую не щадит людей и не считается с их чувствами. Он не только следователь, который хочет покончить с преступностью (хотя неподдельная ненависть к преступникам еще как чувствуется), но также прагматик и карьерист. В фильме эти качества сглажены обаянием Высоцкого, в книге проступают более рельефно.

В то же время он искренне убежден в правоте дела, которым занимается, переживает за своих, он хороший друг и способен на бескорыстную жалость к нормальным людям.
В книге есть очень яркий эпизод, которого не было в фильме:

...повел Варю танцевать вальс. Я смотрел на них и мучился даже не от ревности, а от того, что Варя сейчас весело хохочет в объятиях Жеглова и он чего-то ей на ухо говорит и говорит… А как он умеет говорить, я знаю, и лучше было бы, чтобы Варя сейчас была со мной, потому что я-то еще ничего не успел ей сказать обо всех планах, которые одолевали меня сегодня вечером…
Вспышкой, ослепительно и незаметно, промчалось время, смолкла музыка, погасли огни, разошелся народ, и уже в раздевалке Жеглов сунул мне в руки пакет:
— Держи, может быть, сгодится. Меня сегодня дома не будет… — И куда-то умчался, не попрощавшись с Варей. Я разодрал угол пакета и увидел, что в нем бутылка шампанского.
Мы дошли до Лесной улицы, где была остановка трамвая, и мне надо было что-то сказать, что-то сделать, потому что, если Варя перейдет на другую сторону дороги, это путь к ее дому, а если мы останемся здесь, то это маршрут ко мне. Но я будто окаменел, я не мог рта раскрыть, во мне все тряслось от напряжения, от ужасного волнения — я так хотел сказать Варе, что не могу больше жить без нее! И не мог произнести ни слова…
От Савеловского вокзала показался красный завывающий трамвайный вагон. Я взял Варю за руку, я весь подался к ней, но она, не глядя на меня, сказала негромко:
— Не надо ничего говорить, Володя. Я знаю все

Откуда она знает, а?
И вот оказывается что красивый и умеющий влезть человеку в душу Жеглов не пытался отбить девушку, которую присмотрел его менее уверенный в себе, не столь обаятельный друг и сослуживец, а умно ему подыграл - поговорил с Варей во время танца, подогнал бутылку шампанского и позаботился о том, чтобы квартира ночью осталась пустой.

Многодетной Шурке, у которой увели продуктовые карточки, Жеглов отдает не только их с Шараповым карточки, но и припасенные к празднику продукты. Все отдает, до конца.

Эпизод вовремя задержания банды с "Пусть он за вас похлопочет, мы рассмотрим", который отмечает и сам Шарапов.

Такие моменты очень ярко характеризуют Жеглова - не стал бы так себя вести человек для которого люди всего лишь мусор, которому абсолютно наплевать что с ними будет. Да, щадить их чувства и церемониться с ними Жеглов не будет, да и с пресловутым милосердием ("поповское слово") у него не сложилось. Но и безразличным подонком его назвать нельзя.

Что касается "спорных" поступков - то я в общем на стороне Жеглова, а не Шарапова.
Груздев в итоге оказался невиновен, но подозрения против него возникли не на ровном месте - улики против него действительно были, что называется, "убойные" и складывалась все очень ладно. И тут Жеглов ничего не подгонял и не фабриковал под желаемый результат, напротив, несмотря на уверенность в вине Груздева дал сомневающемуся Шарапову провести расследование и сам же активно в нем поучаствовал.
Кирпич - мразь-уголовник, которого надо было колоть в интересах следствия, даже если для этого придется пойти на нарушение закона.
Может он был не прав, убив Левченко? Да ведь прав же - это только для Шарапова Левченко друг и бывший сослуживец, а для Жеглова - пытающийся сбежать бандюк, с котором у него разговор короткий.

Шарапов в книге, несмотря на еще более юный возраст внутренне выглядит куда более матерым и солидным, хотя тоже местами склонен к не совсем уместной интеллигентской рефлексии. В общем соглашусь с теми, кто считает что Конкин все же сыграл неплохо, просто у него изначально неподходящий типаж для такой роли.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!