18 августа 2016 г. 00:48

399

5

Сложно судить эту философское книгу, тем более за авторством людей, придерживающихся разных мнений на одну и тему. Норман Малкольм утверждает, что сновидения как чего-то феноменологически данного вообще не существует! Он потешался над физиологами, которые пытались измерить продолжительность сновидения, говоря "Как можно измерять то, чего нет?". Малкольм считал бессмысленной фразу "Я сплю", он не учел, что язык многообразен "языковых играх". Малколькм говорит, что человек, говорящий во сне "Я сплю", не отдает себе отчета в том, что он говорит. Но я на личном опыте могу утверждать обратное. Любой, кто проходил через осознанное сновидение, поддержит меня. Мы осознаем, когда говорим, что спим, пока мы внутри сна. Его дальнейшие главы вроде "Суждения во сне" были для меня лишь галочкой. Мы с Малкольмом пришли к полному несогласию и разошлись на этом.
Что же касается второй части книги, за авторством Руднева, то здесь все совершенно иначе. Через диалоги и "шутки" он словно бы вел меня по своему произведению, не давая моему интересу пасть до самой последней страницы. Руднев говорит очень интересные вещи, вроде "сон и реальность-это континуум" или " сновидящему только кажется, что он видит сны, на самом деле он переживает нечто подлинное". Руднев упоминает и о деперсонализации, при котором человек живет как во сне, все кажется ему нереальным, иллюзорным. Одной из моих любимых цитат является " Можно ли сказать, что смерть это предельная деперсонализация? Просто человек умер и больше вообще ничего не чувствует. То есть получается "норма"- это состояние трупа, с точки зрения живых. Потому что только у трупа нет никакого настроения".
"Новую модель сновидения" я советую прочитать каждому, кому интересна данная тема. В легкой форме изложены интереснейшие мысли, которые я не буду в своей рецензии цитировать.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!