Больше рецензий

krot_misha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 апреля 2016 г. 20:57

133

5 Хорошо Хорошо хорошо Хорошо

Безымянный рассказчик этого романа – писатель, вроде самого Лорана Бине – ставит перед собой задачу рассказать о покушении на убийство генерала СС Гейдриха в Праге в мае 1942-го года. Подробную историю не только покушения, но и вообще событий, приведших в покушению, Бине будет рассказывать в нетрадиционной манере, избегая любого рода художественных допущений, вставляя в текст романа факты в стиле энциклопедии, рассказывая о сборе информации о Гейдрихе и делясь впечатлениями о других художественных произведениях, в кино и литературе, описывающих пражское покушение.
Мы с самого начала романа знаем имена двух бойцов армии сопротивления, Габчика и Кубиша, чехословацкого происхождения, которые и совершили покушение на нацистского лидера. Про них самих почти ничего не известно. Про самого Гейдриха рассказчику известно куда больше. Несостоявшийся музыкант, он служил в пехоте, откуда был изгнан после инцидента с одной девушкой. Гейдрих начал встречаться с дочерью нациста, которая и посоветовала Гейдриху записаться в партию. Нацисты не могли не принять способного военного, который вскоре становится начальником тайной службы при Гестапо, чья функция – собирать информацию обо всем и обо всех. Гейдрих заводит тысячи досье, куда включает мельчайшие факты.
Бине в начале романа пишет, что хотел бы избежать художественного вымысла, придерживаться только фактов. В этом высказывании сколько лукавства, столько и храбрости. Писательский вымысел никуда из романа не делся, иначе бы Бине написал исследование, скупой нон-фикшн, которых, скорее всего, было написано изрядное количество, а не роман. Писатель как выдумщик в книге остался, но видоизменились его функции.
Придерживаясь исторической правды и не желая придумывать и даже додумывать, Бине все же должен играть по законам романа. Если даже вымышленное имя персонажа неприемлемо для Бине, то что говорить об интриге или композиции. Однако интрига и композиция в «HHhH» как раз и есть. К примеру, в самом начале книги рассказчик упоминает английский «Sten», останавливаясь на его ненадежности. Рассказчик просит запомнить этот момент, чем интригует читателя. И в самом деле, в самой драматической сцене книги «Sten» сыграет ключевую роль. И автор\рассказчик, который вроде бы должен быть хладнокровным, раз уж настолько придерживается точности, не выдерживает, кляня в тексте пулемет. Этот эмоциональный срыв автора (а таких срывов здесь не один и не два) вызывает эмоции и в читателе.
Чудный роман - вне рамок и вне форматов.

Комментарии


Спасибо за отзыв!