Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 апреля 2016 г. 21:46

145

2.5

Книга обстоятельная, но скучноватая. Впрочем, если кто интересуется всеми-всеми подробностями жизни Мореи в 14-15 вв., тому полезная. Я там многое просматривала по диагонали, отмечая некоторые интересности.

Например, язычество на Пелопоннесе сохранялось до 9 в., а отчасти оно еще и в 10 в. (вот вам и христианская Византия!).
К 1348 г. Морея обезлюдела и оставалась такой еще в нач. 15 в. Леса тогда были более обширными, чем сейчас.
Проект Истмийская стена (на перешейки, для заграждения прохода вражеским армиям на Пелопоннес) при Феодоре I потерпел крах, т.к. не было сил ее защищать. Венецианцы не видели дальше своего носа и помешали византийцам спасти Пелопоннес.

Интеллектуальный уровень на Пелопоннесе был низок. Грубые и дикие нравы. Большинство население было необразованным, главным его интересом и развлечением была религия и церковные праздники, а также народные легенды, сказки и песни. Образованный класс был малочислен. Церковь давала образование для будущих клириков. Дети из обеспеченных семей получали некоторое образование у частных учителей.
Автор перечисляет интересный список книги, которые читали ученые Мореи - точнее, тех рукописей из сохранившихся, которые имеют морейское происхождение.

Штрихи к византийским вкусам и нравам:
- В Патрах в архиепископском дворце была роспись на стенах зала, изображавшая историю взятия Трои (ее видел в 1395 г. Никола де Мартони).
- Когда Морейский деспот Феодор в 1428 г. впал в уныние от своей жизни и хотел уйти в монахи, Иоанн Евгеник (брат св. Марка Ефесского) написал ему памятку о том, как проводить монашеское житие. А когда Феодор передумал, тот же Иоанн похвалил его за это.
- Возможный автор "Мазариса" - монах и гимнограф. Кто читал "Мазарис", тот поймет, насколько это занятный факт! ))

В книге довольно много о Плифоне - еще бы, чуть ли не самый знаменитый Пелопоннесец (кстати, это было одним из его прозвищ) той эпохи. Ученики Плифона повсюду прославили его.
Главные части «Законов» были написаны до Ферраро-Флорентийского собора. Никакого «религиозного кризиса» Плифон не испытывал и развивал свои взгляды последовательно в течение многих лет. Хотя "загадку Плифона" разгадать еще никому не удалось до конца.

Плифону нужна была универсальная религия. Иногда на французском так хорошо формулируется, как по-русски не скажешь. О религиозном проекте Плифона сказано так:

Ce qu'il fallait à Pléthon, ce n'était pas une religion, mais la religion: une religion stricte et sévère, sans fissures, d'une parfaite logique et d'une valeur universelle.
- Плифону нужна была не религия (в смысле: какая-нибудь, некая, одна из), а Религия (так сказать, религия вообще, вселенского характера), точная и суровая, без уязвимых мест, с безукоризненной логикой и всемирного значения.

Что ж, я его понимаю :) Вообще, во многом его взгляды, и не только религиозные, куда больше подходят нашей эпохе, а не тогдашней.