Больше рецензий

ArinaAnna

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 марта 2016 г. 14:31

200

4.5

Очень сложно не взвыть от боли при виде маленького осиротевшего человечка. Очень трудно совладать с чувствами жалости и сострадания к нему. Очень не просто смотреть ему в глаза, и еще сложнее завоевать его доверие. Тема сиротства, сокрушающая своей глобальностью, щемящая и надрывающая душу, - красной линией проходит через все произведение «Благих намерений». С некоторой опаской я бралась за эту книгу, потому как предвидела, что без слез, глубоких эмоциональных переживаний не обойдется; буду тревожиться, волноваться, трепетать. На мой взгляд – это не простое художественное произведение, потому что оно о детях, наших детях (ведь они могут стать нашими, если только захотеть), которым, по сути, нужно не так уж много - мама и папа, любовь и забота, внимание и отчий дом. Стоя на пороге усыновителей, мы с мужем долго обсуждали вскрытые проблемы автором, касающиеся родительской ответственности, готовности быть ими, потребности отдавать, и, конечно же, терпения, ведь у любого из нас (кто решается на такой поступок) будут ждать очень много трудностей с адаптацией, доверием, воспитанием, родственниками, социальной средой, государственными службами и т.п. Но об этом немного позже.

Как я уже говорила, это роман о детях – сиротах, а именно о первоклашках, которых после детского дома, перевели в общую школу-интернат, где учатся детки разных сословий и разных социальных статусов (дети из полных семей, малообеспеченных семей, опекунские семьи). Но этих двадцати детишек отличает от всех остальных то, что у них вообще нет семьи, и далеко не каждый из них, даже знает что это такое – иметь свою собственную семью. Однако с приходом молодой учительницы Надежды Георгиевны, у них появляется не только надежда, но и возможность стать полноценным ее членом, обрести родителей, окунуться в мир тепла и заботы, стать, наконец, кому - то нужным.

Надежда Георгиевна: «Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе». С этого порыва юной благородной души начинается встреча – воспитателя и воспитанников. Она потрясающая. Она одна из сотни воспитателей, о которых говорят: «от Бога». Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – вот она вся - Надежда Георгиевна. Сама еще совсем девчонка, она в один миг превратилась в зрелого и ответственно человека. На нее смотрели двадцать пар маленьких глаз, полных слез и отчаяния, для которых она теперь должна была стать всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, и доброй, и заботливой и… еще очень много «и…». Благодаря Надежде, ее инициативе (может не до конца обдуманной с точки зрения правил и обязанностей) каждый из ее воспитанников мог теперь, как и другие дети интерната по выходным покидать школу, отправляясь с «тетями и дядями» к ним в гости в их дом.

« … Я верю, что сострадание – в человеческой природе… Без него трудно оставаться человеком», - говорит она. Эта Надина уверенность даёт ей право надеяться на успех эксперимента. И верно: десятки людей откликаются всей душой на её призыв.

Потенциальные усыновители, опекуны. Таких семей было очень много. Одни хотели только мальчика, или только девочку. Другие хотели, что бы Надежда Георгиевна подобрала им ребеночка «добренького, обязательно с хорошей генетикой», третьим – было не так уж и важно, пол, возраст, имя, родословная…они готовы были принять в свой дом любого нуждающегося воспитанника. Их всех объединяли благие намерения, однако лишь немногие, сумели до конца нести за них ответственность. Педагогов должна была сразу насторожить бездетная чета Запорожцев, слишком уж явно соотносившая своё материальное изобилие с правом преимущественного выбора осиротевшего ребёнка. Однако и повода отказать им не было: люди на вид интеллигентные – начальник конструкторского бюро Игорь Павлович и по службе характеризовался хорошо.

Но уже после первого посещения их квартиры Аллой Ощепковой, девочку будто подменили. Ведь никому не надарили столько дорогих подарков, никого больше не подвозили на виду у всех к дверям интерната на «Москвиче», никто не мог похвастаться, что у его новых опекунов такая роскошная квартира, так много дорогих вещей и такие шикарные планы, как у Запорожцев. Почти мгновенно Алла почувствовала себя привилегированной, выделенной из остального коллектива сверстников, поставленной над ними. И это свое новое положение она принимает со всей детской непосредственностью, готовностью, самоотдачей.

Алле доводится скоро испытать, быть может, самое страшное предательство в своей жизни: сначала счастливо и гордо уверовать, что её удочерят, а затем испытать на себе тщательно взвешенный на весах рассудка решительный и бесповоротный отказ.

Дети – сироты – это особые дети. Дети сироты не такие, как обычные дети, у которых есть папа и мама, дети сироты особенные. Ребенок сирота уже пережил в своей жизни очень многое, он остался без родителей, кто-то, когда был совсем маленьким, а кто-то, когда уже стал подростком. Такие дети уже живут с большой душевной травмой и находятся в тревожном состоянии. Именно такими мы видим наших первоклассников. Дети уже понимают, что они не такие как остальные школьники. У них нет той любви, заботы, внимания, которая должна быть, и есть у каждого ребенка. Зина Пермякова, Коля Урванцев, Миша и Зоя Тузиковы, Анечка, Сева, Алла и др. живут там, в постоянном страхе, часто бывают не довольны собой, своей жизнью и теми, кто их окружает; у них теряется смысл жизни; они часто находятся в депрессии, из-за чего бывают агрессивными. Но при этом, они очень ранимые и неуверенные в себе, и почти всегда стремятся защитить себя от кого-либо.

С ними не просто. Это понимают и Надежда Георгиевна, и директор школы, и педсовет, а также потенциальные родители. Но не каждый готов идти на жертвы, отдавать частицу себя, своего тепла, своего сердца. Многим не хватает терпения. Одни не в состоянии менять свой уклад жизни, другие не готовы отдавать, третьи отдают предпочтение собственному спокойствию… Да мало ли какие причины… Все они имеют место быть. Главное вовремя понять, и разобраться с ними, ведь именно они – эти самые, порой не обоснованные причины, становятся разрушительными силами детских сердец. Не стоит торопиться, не стоит обещать, не стоит обнадеживать, если не в состоянии выполнить обещание.