Больше рецензий

russischergeist

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2015 г. 21:23

1K

5

— Ну что ты в нём нашла?
— Я его люблю. Это я нашла не в нём, в себе.

Есть такое понятие: "однозначно моя книга"! Найти такую не всегда просто, ведь есть столько хороших книг вокруг, столько любимых авторов. Многие романы нравятся, многие - очень нравятся, многие становятся любимыми, многие хочется перечитать. Но есть в этом списке некоторые, особые экземпляры, при чтении которых ты видишь как в отражении частичку своей жизни! "Кафедра" стала для меня лично именно такой книгой!

Вы скажете, почему? Просто многие истории, рассказанные в романе, очень-очень близки мне лично. Столько описанных микро-шагов-штришков приключилось в этой жизни со мной! А виной тому мое восемнадцатилетняя жизнь в ВУЗе, из которых тринадцать лет я провел на одной кафедре и тринадцать лет занимался преподаванием и научной работой. Работая пять лет заместителем декана математического факультета, я встречал у нас абсолютно всех персонажей этого романа, мы проживали похожие эпизоды, борясь со стандартными человеческими и нестандартными университетскими ситуациями.

Такая милая, глубокая, психологическая книга, раскрывающая разные человеческие характеры, прививающая любовь у преподавательскому делу, показывающая любовь к своим близким и друзьям, пути психологического исцеления, борьбу с каждодневной рутиной, техно- и бюрократической пучиной, которых было в нашей советской школе так много.

Понимаю, что я предвзято отношусь к этому автору, ведь по учебникам Елены Сергеевны Вентцель я учился сам и потом учил теории вероятностей своих студентов. И просто не понимаю, почему ее литературное творчество прошло в то университетское время мимо меня и только теперь оно проходит во мне такой ностальгической нитью. Да, я предвзят, но этот роман - абсолютный мастрид советской литературы от истинного математика, педагога с большой буквы. Замечательный производственный роман! Возможно, и Вы найдете там кусочки своей жизни...

Давайте все вместе научаться быть счастливыми!

Счастье - это когда у тебя болел зуб и вдруг перестал!

Книга прочитана в рамках клуба ПЛСЛ "Партия любителей советской литературы"

Комментарии


Ты учился по ее учебникам, а я у ее дочки))) А сына боялся весь факультет!


А по подробнее можно? :))


Дочка, Татьяна Дмитриевна, вела у нас дифуры. Нормально, только очень нервная женщина, плохо реагировала на наших балбесов.
А сын, Александр Дмитриевич, работал на кафедре теории вероятностей. И на экзамене мог кого угодно довести до трясучки, а там и до несдачи рукой подать.
Типовой диалог:
С (студент): ... и посчитаем матожидание ...
В (Вентцель): Что сделаем?
С: Посчитаем матожидание
В:Что посчитаем??
С (деморализованно): мат-т-тожжжи-дддд-ание....
В: хм, вот вы с какой кафедры, молодой человек?
С (мысленно прощается с факультетом): функционального анализа...
В:И какая тема ваших исследований?
С: Банахова алгебра
В: И вам понравится, если я буду говорить баналгебра?
С (уже ничего не понимает и ему все понравится)
В: Так вот, надо говорить математическое ожидание!

Ты понимаешь, что после таких игрищ выдюжит только человек со стальными нервами.


Класс! А у нас такая дама была, теорию чисел вела. Вся наша жизнь делилась на две части: до четверга и после четверга. По четвергам у нас были практические занятия, к которым мы готовились целую неделю. Так она закалила нас, однако :))


Помнишь, у Довлатова был редактор, который до обеда был злой и всех гнал, а после обеда принимал все рукописи? Потому что в обед принимал стаканчик))) И у них жизнь делилась на до обеда и после обеда ))

Теория чисел хорошая вещь!


у нас на работе есть такой немец, если тихо на коридоре, значит, Свен еще не обедал. Только после еды его заразительный смех слышен из любого кабинета


Ой, ребята, как приятно читать ваш диалог: я ведь понимаю, о чём вы! :))))
У нас теорию вероятностей читал редкостный нудила, я её уже после окончания института для себя открывала, когда пришлось заниматься анализом качества, начинала с вот этой книги (хоть ты возьми и рецензию напиши!!!). Интереснейшая и полезнейшая штука оказалась.


Ага, а приятно, когда тебя понимают )))
А часто практическое применение полностью меняет вот такие вот ученические знания, это точно!


А ты рецензию, все-таки напиши! ;)


Предлагаешь перечитать?!!!


Да напиши даже по памяти как историю, уже плюсик!


Замечательно как, Женя!!!


Как мы и обсуждали с тобой. Сформулировал-таки мои восторги по поводу этой книги. Теперь тебе более понятно, да? ;)


О, конечно же понятно!
Я тебе завидую даже немного. Учился по учебникам моего любимого автора)


А какая повесть Игрековой более близка тебе? Что ты порекомендуешь?


Ну, я де толтко две и читала. Но она мне так по душе пришлась, что я ее в любимые занесла. Первая была "Хозяйка гостинницы".


понятно, спасибо за рекомендацию!


давай тебя Русиш Рисишевичем звать будем? в честь одного из героев этой книги? :]]]


Тогда больше подходит РыРы :))


Ok, РыРы!


Где-то месяц назад на паре переводили отрывок из этой книги с критикой системы образования. Написано почти сорок лет назад, а каждый пункт актуален до сих пор! Но самым печальным было то, что наш преподаватель, женщина в возрасте и с огромным стажем, практикующий переводчик была не согласна в тех пунктах, которые критиковали преподавателей. Если студенту неинтересно на лекции - то это вина студента, а не преподавателя, диктующего по конспекту 30-летней давности или показывающего модные презентации-простыни. И как это так - не заставлять зубрить теорию к экзамену? Никто не отрицает важность теории, но когда отсутствует практика, настоящая практика, а не формальная для вида, то в чем смысл этой теории?
Так грустно, когда хорошие практики просто никакие преподаватели. Когда мы выслушиваем жалобы про плохие программы и нехватку часов, нежелание студентов учиться. На самом деле это не более, чем отговорки. "Ну, не только брак мы выпускаем..." - можно услышать после правильного ответа, очень мотивирует...
Прошу прощения, меня опять понесло :D Просто вот эта тема сейчас очень близка, после полного разочарования в нашей системе образования. Учеба не благодаря, а вопреки.


Очень Вас понимаю и также полностью согласен, что каждый пункт актуален и сейчас. К сожалению, нет движения вперед. И массовость образования, которая сейчас пролонгирована не дает решения. Даже такие классические дисциплины должны с учетом прогресса в новых методологиях обучения и компьютерных технологий. Мне эти разочарования тоже близки, меня в свое время очень любили студенты и я не боялся экспериментировать. Правда, нам было проще, прикладная математика и информатика в отличие от классической семимильными шагами идет вперед, потому каждые три года лекционный материал устаревает.


В переводе проблема с теорией, до сих пор нет более-менее стройной классификации приемов, в итоге делали компиляцию из разных источников. А хорошие источники еще попробуй найди, если к двум абсолютно разным приемам приводится один и тот же пример.
Был у нас предмет "Радиационная безопасность", записывали периоды полураспада всех радиоактивных элементов и еще кучу статистических данных, только вот зачем? :) Преподаватель еще рассказывал, как любит перечитывать свои конспекты на досуге. Видимо, думал, что и его конспект будет кто-то перечитывать.
Что касается сферы ИТ, то там изучаемый на 1-2 курсах материал уже неактуален к курсу 4-5. Опять же, без самообразования никуда. Кстати, в моем вузе тенденция все больше часов и тем отводить на самостоятельную работу студентов. Все прекрасно знают, что из этого пока получается. Но самое интересное, если сложить все эти часы и представить, что кто-то хочет добросовестно отработать это время, то он не сможет это чисто физически, пока в сутках всего по 24 часа. :)
Может Вы знаете, как обстоит дело с образованием в Германии? В прошлом году довелось посетить несколько учебных заведений (опять же все было организовано самими студентами), впечатление осталось положительным. Может и не идеал, но ближе к этому.


У меня сейчас дочка учится в университете, первый курс магистратуры, степень бакалавра получила в институте, я же руководил дипломными работами студентов-выпускников институтов. Потому немножко специфику прочувствовал. Но, если честно, то сильные отличия начинаются... еще в школе! Ведь в Германии в каждой земле - свое министерство образования, а, следовательно, и... разные учебники и даже разные учебные планы. Один и тот же ребенок в разных землях получает совершенно разное образование! Дальше - хуже! Каждый вуз имеет свои учебные планы и нет одинаковых сроков поступления в вузы по стране. Причем, поступать можно два раза в год (зимой и летом), по некоторым специальностям набирают раз в два года, по некоторым - раз в год. Доча заканчивала институт в конце августа, потому во многие вузы она не могла подавать заявление, потому что она получила диплом поздно и летом уже набор во многих местах заканчивался или уже закончился. Из того остатка все же удалось найти три подходящих вуза, в два из которых она поступила (подавать документы, фактически, можно параллельно сколько угодно раз).

В самих вузах есть много отличий по сравнению с нами. Во-первых, их университеты совсем не приспособлены к практической работе. Там главное - наука. Все предметы направлены только на их дальнейшее использование в науке. Практические занятия и проекты направлены исключительно на нужды конкретных профессоров, а не на "общее дело". В институтах все с точностью до наоборот - все направлено на практику, ведут занятия практики, работающие в бизнесе, а не профессора-доктора наук. Все проекты практические, в основном уже на фирмах, которые являются материальными базами вуза. Так что сложно найти хороший учебный план в вузах, чтобы "волки были сыты и овцы целы". Если институт, то тебе закрыта дорога в науку, в противном случае - часто не берут на крутые фирмы бакалавров наук, так как они не знают специфики бизнеса. Так что надо изначально выбирать, для чего хочешь учиться.
Вторая совершенно невероятная фишка немецких (думаю и всех европейских) вузов - индивидуальное обучение. Здесь фактически нет академических групп, так как... каждый студент сам выбирает себе учебный план!!! Понятно, что у бакалавров поначалу есть самые-самые базовые предметы, которые обязаны изучать все (как в "Кафедре" например, Люда Величко пересдавала математическую логику - основы основ любого учебного плана по специальности "математика"). Но таких предметов, вообще говоря, процентов 5! А любой из 95 процентов предметов можно обойти и не выбирать при обучении.
И конечно, такая свобода таит в себе кучу проблем. Понятно, что например, как можно изучать "историю языкознания", если не изучить "общее языкознание". Но таких связей может быть, а может и не быть. Если учебный план разработан хорошо, то там написано, что, чтобы записаться на предмет А, нужно обязательно уже сдать предметы В, С и Д, причем Д должен быть сдан на уровне не ниже "хорошо". Но, к сожалению, не все планы так хорошо продуманы (в первую очередь из-за короткого срока обучения, куда надо бы впихнуть все побыстрее). Вот и получается, что студент выберет предмет А, а связанный предмет В он вообще не учил (откуда же студент сам разберется, что с чем связано; он же не специалист еще). И, понятно, что у него с этим предметом большие проблемы. А преподавателей это вообще не "колебет", они "валят" свои предметы по полной, как будто бы все всё знают.
Именно поэтому каждый учится сам по себе и процентов 90 студентов не успевают закончить вуз в выделенные на это сроки. Необходимые пункты получить в заданные сроки реально только если есть хорошая база и свой хорошо продуманный учебный план.
Ну и несколько дальнейших негативных штришков:
- не трясутся над платниками, отсев после первой сессии обычно в среднем 50%, набирают на первый курс всегда по максимуму под завязку, студенты сидят на лекциях на ступеньках, мест на такие потоки первого семестра не хватает, но зато после первой сессии уже все свободно. Отсеивают безжалостно, все равно же, если народ хочет все равно дальше учиться, поступит на первый курс еще раз (благо, можно после каждой сессии на многих специальностях поступать, каждые полгода).
- Половина студентов в среднем учатся на два семестра дольше чем положено. Причины: несдачи и поздние пересдачи экзаменов и как следствие невозможность взять последующие предметы в цепочках, которые надо обязательно добивать до конца. Многие учатся по десять лет. Большой процент студентов переходят с вуза в вуз, со специальности на специальность (в т.ч. на другие факультеты того же вуза).
- расписание занятий и сессия - рваные. У каждого учебный план и всегда так бывает, что занятия по твоим выбранным предметам совпадают по времени, и нужно выбирать, что тебе важнее и отказываться от чего-то выбранного заранее. Тоже с экзаменами, может быть, что у тебя два экзамена поставят в один день, или, например, три дня подряд - и никого это не интересует - твои личные проблемы.
- в учебных планах нет курсовых работ, а следовательно народ совсем неподготовлен писать дипломную и соответственно научные работы. У меня были большие проблемы с дипломниками, половину времени надо было учить писать научные работы, а не заниматься этой работой.
- очень много письменных экзаменов, по большому количеству предметов не надо стараться учиться в течении семестра, а важно сдать экзамен.
Что очень понравилось:
- разрешать пересдавать экзамен можно только три раза. если предмет базовый (типа как математическая логика или введение в языкознание), то после третьей несдачи студент теряет право поступать на эту специальность (есть БД по германии для таких несчастных, возможно, тебя и не принят в другой вуз на ту же специальность). Короче - вывод - ты не способен учиться именно на этом факультете - пробуй себя в других направлениях
- многие вузы имеют суперские материальные базы, так как фирмы-спонсоры заинтересованы в специалистах.
- по многим предметам есть проектные работы. Тут есть плюсы и минусы. Среди минусов - оценка группе общая, потому кто-то обычно тянет других слабых, а получает оценку ниже своего уровня. Среди плюсов - проба работы в команде, надо учиться в реале строить отношения в группе, распределять, проверять, писать общий отчет и т.п.

Вот так вкратце о моих спонтанных впечатлениях


Жень, спасибо, очень интересно


С удовольствием! ;) Почти как спонтанную лекцию прочитал


Спасибо за такой объемный ответ :)
А примерно сколько процентов выпускников школ пытается получить высшее образование?
Дифференциация набора может не так уж и плоха. Из 82 бюджетников на моем факультете место распределения предоставят только 1 (!), а ведь большинство учится платно + есть конкурирующие специальности, а спрос на таких специалистов низкий.
В Беларуси почти все институты стали университетами, как и техникумы колледжами, но изменилось только название. Разделение в Германии по крайней мере на первый взгляд нахожу логичным. Наши выпускники-"полуфабрикаты" ни в науке не шарят, ни в практике, за небольшим исключением. Магистратура не так популярна и в принципе не имеет особого смысла, если не оставаться в университете. Многие переквалифицируются, полтора-два года в другом вузе на заочке, но в таком образовании еще меньше смысла.
Что касается предметов, то выбирать фактически не приходится. И их слишком много. На моем факультете нет ни языкознания, ни истории языка, ни теоретической грамматики, фонетики и т.д. При этом засилье философии, логики, политологии, идеологии, истории, экономики и прочих, но опять в сухом остатке ничего. Про переводческие программы вскользь рассказали на первом курсе, когда самого перевода еще и не было, на синхрон, самый сложный вид перевода, выделяется один неполный семестр с одной парой в неделю...
Да, отчисляют наверное не так много. Но порой тех, кто хорошо владеет языков и откровенно скучает на парах у вчерашних пятикурсниц. Зато люди, не могущие связать и двух слов, говорящие инфинитивами как-то заканчивают.
Из моей группы в 12 человек минимум 8 купили свои курсовые, скорее всего, с дипломами история повторится.
Используется рейтинговая система, учитывается посещаемость, но многое все равно зависит от настроения преподавателя.
Что касается материальной базы... Библиотека очень бедная, только два произведения Ремарка в оригинале (и это в инязе!), немногие старые хорошие учебники списываются, на замену им почти ничего не приходит. Если "англичане" учатся по учебникам из Кембриджа, то "немцы" вынуждены постоянно делать тонны распечаток невесть откуда. Думаю, с другими языками ситуация не лучше. По обмену ездят только с учительских факультетов и то не все и всего на месяц. Есть несколько преподавателей-носителей языка, но декан, например, против, чтобы немка преподавала на нашем факультете. Так что остается Интернет, но дружеское общение не может заменить учебу.


А примерно сколько процентов выпускников школ пытается получить высшее образование?

Тут два аспекта, во-первых, в отличие от нас, выпускники не торопятся идти учиться сразу в вуз после окончания школы (плюс к тому, вступительные проходят в разное время). Здесь не считается зазорным сначала поработать, а потом пойти учиться, а еще как я уже писал, они любят попробовать, сначала там семестр - не понравилось, следующий семестр - совсем в другом месте и т.д. Моя коллега по бюро проучилась полтора года на специальности "химия", а потом вдруг передумала и пошла учиться на "информатику"
Второй аспект: здесь ручной труд и труд как предоставление услуги очень уважаем и хорошо оплачиваем. К примеру, покраска волос средней длины с соответствующей прической обойдется женщине в средней парикмахерской в порядка 100 евро. Немалая доля от таких денег уходят на зарплату. Потому работа в сфере услуг вполне реальна, многие люди и не стремятся идти учиться дальше. Чтобы стать менеджерами достаточно закончить специализированные двухгодичные курсы (аналог наших ПТУ), идущие параллельно с работой. Потому процент выпускников небольшой. Доча заканчивала гимназию в Баварии, и, как выяснилось, поступать пошел каждый третий выпускник из ее класса. Можно представить, каков этот процент у выпускников обычной школы.


В Беларуси почти все институты стали университетами, как и техникумы колледжами, но изменилось только название.

Все же не совсем так! не знаю, как техникумы, но наш институт сильно изменился после получения статуса. Правда, произошло это не сразу. Именно мне выпала возможность возглавить в нашем универе комиссию по подготовке к государственной аттестации по утверждению статуса университета. Нашему институту дали звание универа в 2000 году и действительно, в течении первых двух лет почти ничего не изменилось (разве что только мы открыли три не педагогические специальности), но потом в течении трех следующих лет мы серьезно готовились к этой госаттестации. Если бы мы ее не прошли, то нас бы лишили этого статуса. Три года напряженной работы! Два новых факультета, одиннадцать новых специальностей, восемь новых кафедр с приглашением новых докторов, пятерых новых докторов воспитали, пять компьютерных классов купили, открыли совет по защите дисеров - это малый перечень. А сколько мне пришлось изъездить в министерство и другие классические универы по обмену опытом (гродно, гомель)!
Согласен, конечно, что не все удается, маленькое финансирование, слабый профессорско-преподавательский состав, текучка, неповоротливость вузов в зарабатывании денег - это все мешают бывшим институтам развиваться. Смотрю сейчас, что сделано за последние восемь лет в моем универе - мда, слабовато. Так что проблемы есть (((


Кстати, о платниках/бесплатниках в германии: здесь обучение бесплатное (платится только порядка трехсот евро за пользование транспортом, библиотеками, ксероксами и т .п.), только иностранцы учатся платно.

Соответственно нет понятия распределения. Тоже интересный факт. Хорошо это или плохо - можно подискутировать. Я считаю, все же плохо


Сорри, что влажу, но и мне тема близка. :)

Проблема образования двусторонняя. Я не спорю с тем, что есть разные преподаватели и многих есть, за что критиковать. Но если студент не хочет учиться, хоть ты танцуй перед ним - ничего не изменится, он сидит и втыкает в свой телефон. А таких, к сожалению, сегодня если не большинство, то примерно половина (говорю исключительно по своему опыту). Причём, что меня всегда удивляло - как правило, среди заочников, которые по идее как раз должны быть мотивированы на получение знаний в своей отрасли.
Проблем, конечно, хватает. Я абсолютно согласна с тем, что многие тенденции в нашем образовании - полный бред. Та же самостоятельная работа, о которой вы говорили. Но я приведу такой пример: дала КСР, объяснила задание, распечатала для студентов, вопросов нет, окей. Проверила около 10 работ - ни одну зачесть нельзя, потому что она просто не соответствует заданию. Про то, что там всё слизано из интернета, я вообще молчу. И каждому надо объяснить, что переделать...

Так что по итогу страдают и студенты, и преподаватели (из числа неравнодушных).


А я когда перелистнула последнюю страницу, искренне подумала, что это середина романа, и я скачала какую то неполную версию (вот она, особенность электронной книги, когда увлечен чтением не обращаешь внимания на номера страничек; с бумажной такой фокус не пройдет - там видно, что все подходит к концу). Я прям в таком возмущении была, когда поняла, что это все-таки конец романа. А дня через три меня посетила мысль, что, если бы это я писала "Кафедру", я бы закончила роман на том же самом месте.


Да, для меня тоже был сюрприз. Но ведь "воз и ныне там", потому такой финал действительно самый правильный.

Кстати, меня очень поразил подкорректированный финал в одноименном фильме, на мой взгляд, еще сильнее сделан!


Женя., как у тебя интересно..и в рецензии и в комментариях)) спасибо.
А Игрекова для меня большое и приятное открытие года


Не говори, Настя! Для меня теперь тоже!