Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2015 г. 13:30

952

3.5 Анти-Раскольников

Надо отдать должное корректности издателей «Осиной Фабрики». Поместив на обложке «интеллектуальный бестселлер», они компенсировали это весьма спорное утверждение множеством отзывов, в половине которых книгу иначе как «дерьмом» не именуют.
«Фабрика» - это действительно первый роман, в котором Бэнкс еще только пробует свои силы. В нем прекрасным, образным языком филолога описывается, увы, не до конца проработанный внутренний мир, населенный какими-то физическими и психическими уродцами. Посмотрим на эту галерею.

Фрэнк Колдхейм, от имени которого ведется повествование, по утверждению отца, пострадал в детстве от зубов пса, откусившего ему мужское достоинство. С тех пор он размеренно мстит миру за свое уродство, последовательно убив трех своих сверстников и еще кучу кроликов, мышей, ос и прочей живности. Его брат Эрик с детства страдал сильными головными болями, которые, в конце концов, привели к полному сумасшествию. Любимые занятия на описываемый момент – сжигать или съедать собак и набивать рты встреченных детей червями. Отец – бывший хиппи и, по всей видимости, не завязавший наркоман, решил поставить над своими детьми эксперимент достойный доктора Менгеле, превратив Фрэнка… (но не будем спойлерить). Его жена – сумасшедшая особа, бросающая только что родившихся детей и жмущая на газ мотоцикла, даже когда дорогу ей преграждает собственный муж.
Выбрать кого-либо из этого паноптикума в качестве объекта сочувствия практически невозможно. Разве что сумасшедшего кролика, решившего отомстить Фрэнку за всех погубленных им сородичей, но и тот был задушен, нашпигован бомбой и разорван на куски.
***
Существует несколько побудительных мотивов, заставляющих изливать свои мысли на бумагу. Сразу оставив за скобками хронических графоманов, в остатке получаем – желание заработать и желание высказаться.
В первом случае автор оперирует словами и только словами. Ему все равно о чем писать. Раз набив руку, он может развить любой сюжет, но на выходе получаются тексты, сразу же улетучивающиеся из головы после прочтения.

Гораздо реже встречаются те, кому, действительно, есть что сказать. И читатель либо снимает шляпу перед их эрудицией и мыслями, либо полноценно проживает варианты отношений, недоступные ему в реальности. Бэнкс, на мой взгляд, застрял в «Осиной Фабрике» где-то между первой и второй стадиями.

Читая роман, все время задаешься вопросом, а зачем, собственно, он опубликован?
Личные цели Бэнкса более-менее понятны. Ему надо было освободиться от внутренних табу, впитанных с детства моральных запретов, ибо только такое освобождение позволяет текстам пережить свое время. Но зачем обрушивать этапы своего внутреннего становления на головы читателей? Бэнкс, как бы, остановил роман на месте, когда Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру, вот только ценим мы «Преступление и наказание», все-таки, не за «право имею», а за последовавшее покаяние.

Восторженные отзывы на «Фабрику…» весьма наглядно показывают, что имморализм заразителен, но в реальной жизни с неизбежность придется за все платить.

Вердикт. За образный язык – 4, за мир романа и особенно концовку – не более 3, в итоге – 3,5. Но осталось желание познакомиться с более зрелым Бэнксом, особенно его фантастическими произведениями.

Ветка комментариев


Я наверняка его буду еще читать, и именно как стилиста, потому ориентируюсь на самые последние, непереведенные. Последнее что я у него читал "Песнь камня" и был разочарован, написано очень неплохо, но вот только читать незачем. И пока не возникла мысль изредка читать на английском на Бэнксе тогда поставил крест, есть много более интересных писателей , мне пока неизвестных.