Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2015 г. 13:30

951

3.5 Анти-Раскольников

Надо отдать должное корректности издателей «Осиной Фабрики». Поместив на обложке «интеллектуальный бестселлер», они компенсировали это весьма спорное утверждение множеством отзывов, в половине которых книгу иначе как «дерьмом» не именуют.
«Фабрика» - это действительно первый роман, в котором Бэнкс еще только пробует свои силы. В нем прекрасным, образным языком филолога описывается, увы, не до конца проработанный внутренний мир, населенный какими-то физическими и психическими уродцами. Посмотрим на эту галерею.

Фрэнк Колдхейм, от имени которого ведется повествование, по утверждению отца, пострадал в детстве от зубов пса, откусившего ему мужское достоинство. С тех пор он размеренно мстит миру за свое уродство, последовательно убив трех своих сверстников и еще кучу кроликов, мышей, ос и прочей живности. Его брат Эрик с детства страдал сильными головными болями, которые, в конце концов, привели к полному сумасшествию. Любимые занятия на описываемый момент – сжигать или съедать собак и набивать рты встреченных детей червями. Отец – бывший хиппи и, по всей видимости, не завязавший наркоман, решил поставить над своими детьми эксперимент достойный доктора Менгеле, превратив Фрэнка… (но не будем спойлерить). Его жена – сумасшедшая особа, бросающая только что родившихся детей и жмущая на газ мотоцикла, даже когда дорогу ей преграждает собственный муж.
Выбрать кого-либо из этого паноптикума в качестве объекта сочувствия практически невозможно. Разве что сумасшедшего кролика, решившего отомстить Фрэнку за всех погубленных им сородичей, но и тот был задушен, нашпигован бомбой и разорван на куски.
***
Существует несколько побудительных мотивов, заставляющих изливать свои мысли на бумагу. Сразу оставив за скобками хронических графоманов, в остатке получаем – желание заработать и желание высказаться.
В первом случае автор оперирует словами и только словами. Ему все равно о чем писать. Раз набив руку, он может развить любой сюжет, но на выходе получаются тексты, сразу же улетучивающиеся из головы после прочтения.

Гораздо реже встречаются те, кому, действительно, есть что сказать. И читатель либо снимает шляпу перед их эрудицией и мыслями, либо полноценно проживает варианты отношений, недоступные ему в реальности. Бэнкс, на мой взгляд, застрял в «Осиной Фабрике» где-то между первой и второй стадиями.

Читая роман, все время задаешься вопросом, а зачем, собственно, он опубликован?
Личные цели Бэнкса более-менее понятны. Ему надо было освободиться от внутренних табу, впитанных с детства моральных запретов, ибо только такое освобождение позволяет текстам пережить свое время. Но зачем обрушивать этапы своего внутреннего становления на головы читателей? Бэнкс, как бы, остановил роман на месте, когда Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру, вот только ценим мы «Преступление и наказание», все-таки, не за «право имею», а за последовавшее покаяние.

Восторженные отзывы на «Фабрику…» весьма наглядно показывают, что имморализм заразителен, но в реальной жизни с неизбежность придется за все платить.

Вердикт. За образный язык – 4, за мир романа и особенно концовку – не более 3, в итоге – 3,5. Но осталось желание познакомиться с более зрелым Бэнксом, особенно его фантастическими произведениями.

Комментарии


относительно недавно прочитал эту книгу и не могу разделить восторженных отзывов на это произведение, хотя, как мне кажется, их не так уж и много, но чем-то эта книга всё же цепляет... наверно тем, что в частности она не воспринимается как банальная беллетристика... ничего практически не смыслю в таких терминах, как контркультура или же альтернатива, но в целом: сюжет сам по себе вроде интересный, только автор почему-то решил сделать акцент на жестокости и так называемом трэше... с другими произведениями автора не знаком, но вот случайно наткнувшись на ваш отзыв, задумался о том, чтобы ознакомиться и с другими книгами Бэнкса...


Я сейчас начал читать первую книгу его фантастического цикла «Культура» - «Вспомни о Флебе», и пока весьма доволен. Прекрасный образец НФ, развивающий заделы предшественников.
Трэш там тоже присутствует, но в небольших количествах и только в побочных повествовательных линиях.


большое спасибо за ответ и скажем так: за междустрочный совет... починю ридер, обязательно почитаю, тем более, что вся библиография автора в наличии есть...
Олег Т.


Но осталось желание познакомиться с более зрелым Бэнксом, особенно его фантастическими произведениями.


И, вангуя после завтрака, осмелюсь предположить, что вам не понравится. Те же 3+, но по другим причинам. Не было бы "Фабрики" - не узнал бы мир бы мир Бэнкса, в фантастике он уверенно скатывается к первому уровню, сказать на мой взгляд совершенно ничего не смог.
Разве что "Мост" стоит еще глянуть.


У меня есть желание прочитать две первых книги "Культуры" и "Алгебраиста".
Все-таки Бэнкс получил классическое филологическое образование, и в его книгах должен быть мощный бэкграунд.


Я наверняка его буду еще читать, и именно как стилиста, потому ориентируюсь на самые последние, непереведенные. Последнее что я у него читал "Песнь камня" и был разочарован, написано очень неплохо, но вот только читать незачем. И пока не возникла мысль изредка читать на английском на Бэнксе тогда поставил крест, есть много более интересных писателей , мне пока неизвестных.


Спасибо. Хороший отзыв. Читал "Фабрику" недавно. Согласен с вами - действительно, сочувствовать некому. Но после открытия всех покровов хотя бы начинаешь жалеть Френка. Теперь бы дорасти до других романов Бэнкса, но все как то не выходит.


Концовка, на мой взгляд, в романе самая ужасная. Что бы в 17 лет человек не знал различий между мужчиной и женщиной – такого не бывает. Да и сколько не пичкай препаратами, вторичные половые признаки все равно проявятся.


ну, наверное, многое зависит от генетики и телосложения. Есть же такие люди, что пытаются обмануть природу.


Уж извините, но эта одна из тех рецензий, когда жалеешь, что на лайвлибе нет кнопки "не понравилось". А Бэнкс прекрасен во всех своих проявлениях. Как раз "Вспомни о Флебе" мне показался слегка затянутым. Не столько в целом, как книга, сколько в описании отдельных сцен и эпизодов.
Кстати, первой реакцией на ваш текст было: "А что бы этот господин наваял по прочтении "Песни камня". Как по мне, одной из самых страшных книг, написаных за последние лет 50.


Так я же написал, имморализм заразителен. И у меня совершенно нет к нему никакой предвзятости. Сорокин числится в любимых авторах.
А «Фабрика» не понравилась, прежде всего, из-за непродуманности выстроенного мира. Либо надо было, как у того же Сорокина, показывать, что это действие происходит в выдуманном мире. Либо, если уж написанное соотносится с реальностью, выстраивать логические связи и мотивацию. А так получилось где-то посередине.
«Песни камня» пока не читал. А что касается «Вспомни о Флебе», то, согласен, некоторые эпизоды явно затянуты, но это же писал филолог, воспитанный на лучших образцах романов 19 века. )