Больше рецензий
19 августа 2015 г. 17:06
296
2
РецензияСлова пустые лежат, не дышат,
Слова не знают — зачем их пишут...
Мария Петровых
Бывают книги, как вкусное мороженое - их хочется скорее съесть до последней ложки, чтобы не капельки не растаяло, ни грамма не пропало даром. Бывают книги, как большой леденец - их хочется растянуть подольше, обсосать со всех сторон, наслаждаясь процессом. А есть книги - как жир на остывшем супе, он прилипает к ложке, когда его пытаешься выловить, выглядит мерзко и противен на вкус, никогда полностью от него не удается избавится - пока суп заново не разогреешь. Vita Nostra - я бы отнесла к этому последнему, третьему типу книг.
Супруги Дяченко попали ко мне по годовому флэшмобу еще в 2013 году. С тех пор, я раз 8 пыталась их читать, но каждый раз "влипая" в этот суповой жир, снова и снова откладывала книгу в долговой ящик. Возможно моя оценка покажется не объективной любителям жанра и поклонникам Дяченко, но ведь это действительно бред! Липкий, тянучий, местами омерзительный (как тот самый жир) фэнтезийный бред...
Вообще-то я смехотворно мало читаю книг из жанра "городского фэнтези" и уж совсем редко берусь за русскоговорящих авторов, нет, это не предвзятость - просто меня мало интересует "волшебство" которое разворачивается в русской глубинке.
Далее присутствуют спойлеры...
По большому счету, безразличие это относится именно к типичной русской "бытовухе" описываемой в таких книгах, и в истории Саши Самохиной с удивительной детализацией. Книга начинается с путешествия главной героини в Крым, где начинается её странное приключение, как позже узнается ставшее "вступительным тестом" в Институт специальных технологий. И там в разгаре отпуска, незнакомый дядька заставляет 16 летнюю девочку купаться голышом в море... в четыре утра... она купается, а потом блюет *пардоньте* золотыми монетами... Монеты она собирает в кулек, а потом отдает дядьке... Бредово всё это конечно, но пока не очень. Осенью задание усложнилось, и теперь ей приходится бегать в пять утра вокруг клумбы и писать в кусты, а потом опять-таки блевать золотом... Вот такой гениальный тест. Тянется всё это на много страниц, часто повторяются фразы и описываются почти одинаковые дни. Читать было скучно, но я тешила себя мыслью, что хоть с поступлением в Институт дело пойдет веселей.
Но не тут то было. Где-то к 200-той странице Саша наконец-таки приедет в ВУЗ, по удивляется на калек-студентов и странных преподавателей, да и начнет учиться... День за днем, семестр за семестром авторы довольно вяло (для фентези) описывают "волшебную" сторону учебы, зато углубляясь в ту самую бытовуху. Студенческая общага, пьянки и ссоры, пошловатая озабоченность студентов - всё это очень "красноречиво" и детально описано в "Vita Nostra".
Зато в противовес житейским деталям, магическая линия книги совершенно не проработана. Чему учат студентов, как их учат и для чего - идея очень и очень долго не раскрывается. Пока читала, всё это время думала, неужели авторам не хватало фантазии? Институт у них "Специальных технологий", специализированные предметы: "Специальность" и "Введение в практику", а физические метаморфозы второкурсников и вовсе выглядели, скорее как влияние тяжелых наркотиков, чем как обретение новых навыков в процессе обучения.
Правда к концу второй части, авторов всё-таки, что называется "прорвало". Чуть-чуть проявилась идея созданного ими мирка. И идея-то вроде даже на мой взгляд не плохая: Жизнь - гипертекст, люди - слова, эмоции - знаки... А не сказанные слова и есть, те самые золотые монетки - которые выблевывали все абитуриенты. За идею, я бы поставила авторам "пятерку", а вот за реализацию "ноль". После прочтения книги, остается четкое ощущение неудовлетворенности. Очень много вопросов без ответов, к примеру:
- Что было с младенцем Валей и для чего Самохина это сделала?
- Что она сделала с четырьмя бандитами в темном дворе; кто они были; могли бы они умереть?
- Почему преподавателям было важно избавить Сашку от девственности?
- Если Портнов был не настоящий человек, почему он испытывал эмоции вроде гнева, волнения и стыда?
И много-много чего еще...
Сам волшебный мир не "прорисован" полностью, метаморфозы иногда описываются какими-то заумными терминами, отсылают то к философии, то к лингвистике, но углубления в тему я не почувствовала, объяснений для рядового читателя нет. Герои книги описаны подробно, их много, но не одна из судеб не доведена до конца. Полноценная любовная линия в книге одна, постепенно видоизменяется из треугольника в четырехугольник и возвращается к двум, которые снова остаются одни?! Вообще сюжет просто обрывается в конце, авторы явно рассчитывали на продолжение книги... Но стоит ли оно того?
Итог: Я наверняка никогда уже не вернусь к последующим книгам цикла, ибо растянуто, топорно, неинтересно и местами неприятно - время потраченное зря. Книга не о чем, идея раскрыта не полностью, от этого моя оценка "неуд.", без рекомендаций к прочтению...
Прочитано в рамках игры Книжное государство", здание основного типа: Образовательные учреждения. Команда "Призраки сонной лощины".
За совет данной книги в игре "Флэшмоб 2013" говорю спасибо kassiopeya007 - она может и не такая плохая как у меня тут написано, но увы, не моё
Ветка комментариев
не то чтобы это им не знакомо, просто читать в книгах и знать об этом - всё таки разные вещи...
Ну а что до удовольствия, то как раз таки мой культурный уровень не позволял получать его, из-за отсутствия какого либо стиля и художественности у авторов.
Ну это неправда. Стиль и художественность у них есть, это просто вкусовщина. Вы же не единственная, кто оценил книгу. Масса людей её полюбила, так что же.
А сама концепция "мир как текст" придумана очень давно и не авторами, разумеется. Дяченко интересно её интерпретировали. Кто захочет - поймёт, раскопает. А кто-то к "пьянкам" придерётся, которых на самом деле в книге мизерное количество.
ну, предложение о пьянках было в отношении, целевой аудитории книги - в общем-то...
На самом деле, я с вами согласна, всё это дело вкуса - мне не понравилось, вот. И в любом случае, конец они могли бы по-развернутее сделать :))