Больше рецензий

diman_nikolaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июля 2015 г. 19:58

146

5

spoiler.jpg

Так не бывает!

Есть книги, на которые довольно непросто написать рецензию. Хотя вроде бы впечатлений – вагон и маленькая тележка – бери и пиши! Да и книга сама очень понравилась, но вот что-то мешает, что-то не дает. Вот роман Айрис Мердок как раз относится к такой категории.

Обилие эмоций от прочитанного, так же небезопасно для рецензии, как и их недостаток, легко и просто превращая текст в сочинение семиклассницы в пересказ сюжета, смотр-парад героев, или абзацы банальных рассуждений о том – ах, какой Блейз мерзавец, и – ах, какая Эмилия вероломная. Нет, я не спорю, такие рассуждения тоже нужны, просто лично мне от рецензии хочется именно разбора произведения, вот в этом месте и начинается стопор, потому что книга сложная и неоднозначная, и хочется скатиться в сторону тех самых банальных рассуждений, тем более что Блейз все-таки не мерзавец.

«Мерзавец» – это еще мягко сказано.

клубок
Сюжетные нити может и параллельны, но уж очень плотно намотаны

В своем романе Айрис Мердок закрутила хороший клубок из персонажей, и вот сейчас, зная чем все закончилось и пробуя распутать этот клубок, приходится признать, что как ни странно – но все персонажи оказываются на своем месте и при деле, тут нет заведомо «проходных» эпизодов или оборванных сюжетных линий, что само по себе встречается не так часто.

Вот, к примеру, Пинн тайком приводит Дэвида в школу где она работает, и показывает ему в бассейне Кики Сен-Круа («Вот персичек, правда? Она просила меня подыскать ей парня. Хочешь быть ее парнем?») – в прошлом эта барышня стала причиной увольнения Эмилии, в будущем она заглянет в гости к Монти со вполне определенными намерениями. Ну вот примерно так персонажи и «осваивают» территорию романа, хорошо интегрируясь в сюжет и взаимодействуя друг с другом по-максимуму. Заряженное ружье обязательно должно выстрелить, хотя, прочитавший роман все же скажет: хорошо бы, чтобы не все ружья стреляли.

Дальше...

Про ружья мы еще поговорим (ах, лучше бы никто не стрелял в этой книге! никак нельзя сделать, чтобы никто не стрелял в этой книге?), но раз уж вытянули из клубка нить жизни Харриет, про ее жизнь и надо говорить. Удивительный персонаж, в хорошем смысле «удивительный», в своей безграничной доброте и большой наивности. Так и хочется сказать: «Таких не бывает!»

Вот в том-то и дело, что мне лично кажется, что изображая Харриет, Айрис Мердок – перестаралась, что ли. Отнесем семь собак к категории «любовь к животным», а не к категории «мизантропия» (достаточно того, что у Харриет есть сосед-мизантроп, впрочем даже он, на протяжении романа общается с другими персонажами, куда чаще и охотнее), но к какой категории отнести ее реакцию на письмо Блейза, где он признается в измене?

– Харриет, девочка моя, ты простила меня?
– Да, конечно. Не беспокойся, все нормально, с этим все нормально.
– Ты все еще любишь меня?
– Да, конечно, конечно. Не говори глупостей.

Рассуждать можно долго, но мы не рассуждаем, а рассматриваем некоторые художественные приемы, к которым автор прибегает, чтобы показать истинный характер Харриет.

Каким бы хорошим автор не хотел сделать персонажа, ему не нужно отрываться от земли, это должен быть реальный человек, поступки которого имеют логическое объяснение, а не повисают в воздухе – вот с Харриет как раз иногда бывает так. Взять ту же ее неистовую, до отчаяния, любовь к Люке – сыну ее мужа Блейза и его любовницы Эмили. Ну вот с чего вдруг вспыхнула эта любовь? Это учесть что у Харриет есть свой сын.

– У вас не будет меньше денег, – поспешно возразила Харриет. –Наоборот, у вас их будет больше. И Люка обязательно пойдет в новую школу. Если постараться, мы вполне можем все это осилить. Понимаете, Дейвид ведь скоро уже будет учиться в колледже, Блейз, возможно, получит субсидию, в конце концов, мы можем продать дом…
– Вы хотите продать дом, чтобы Люка ходил в хорошую школу?! Вы шутите. Да, миссис Флегма, таких, как вы, просто не бывает.

Ну вот и в книге говорят, что не бывает:) Нет, перестаралась где-то Айрис Мердок, слишком уж правильной вышла у нее Харриет, слишком. Замечательная и превосходная, но во многом надуманная. Мне кажется от этого роман немного проигрывает, вообще, художественный вымысел – это такой препарат, который надо умело дозировать.

Вот и добрались до ружей, увы. Эпизод гибели Харриет – важный сюжетообразующий момент, обладающий колоссальной экспрессивной силой («Ее тело было изрешечено пулями, но она все же успела заслонить собой Люку и спасти ему жизнь»), все так. Но стоит задуматься, а не слишком ли часто литература предлагает нам события, с крайне низкой вероятностью? Ну вот какова вероятность того, что впервые оказавшись в Ганноверском аэропорту, Харриет угодит под шальные пули? Там же не каждый день стреляют, да и не каждый месяц. Красиво, да, трогательно очень, но вот реально ли?

Но куда тягостнее то, что последующие события – и переезд Эмили в дом где раньше жила Харриет, и тщательное уничтожение памяти о ней – все это не вызывает сомнений в достоверности.

А ведь именно тут надо-бы говорить: «Так не бывает!»…



Аллюзии и примечания:

Все по Фройду, ага, и особое проявление сублимации детектед! Рецензия должна была быть… клин, рецензия должна была быть – про то, к чему приводит доброта, был даже приготовлен эпиграф:

А что если оно, непобедимое добро, все-таки существует?
Дейвид, сын Харриет

Крайне жестокая и немилосердная тема, понятно, что подсознательно я всеми силами пытался ее обойти. Ну вот, пришлось немного покритиковать хорошего персонажа, зато и у читателей нервы спокойнее будут. Вот такая она – анатомия творчества.

Ну а в целом, для меня критерий хорошей книги – это размышления на которые она наталкивает и желание перечитать через некоторое время. Понятно, что в случае этого романа, оба этих фактора присутствуют.

и в этой рецензии благодарности oranjevaya и Rita389

Ветка комментариев


Рада за свою любимую Айрис и за тебя )


любимая.... как трогательно:)))
но мерси.