Больше рецензий

diman_nikolaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июля 2015 г. 19:58

146

5

spoiler.jpg

Так не бывает!

Есть книги, на которые довольно непросто написать рецензию. Хотя вроде бы впечатлений – вагон и маленькая тележка – бери и пиши! Да и книга сама очень понравилась, но вот что-то мешает, что-то не дает. Вот роман Айрис Мердок как раз относится к такой категории.

Обилие эмоций от прочитанного, так же небезопасно для рецензии, как и их недостаток, легко и просто превращая текст в сочинение семиклассницы в пересказ сюжета, смотр-парад героев, или абзацы банальных рассуждений о том – ах, какой Блейз мерзавец, и – ах, какая Эмилия вероломная. Нет, я не спорю, такие рассуждения тоже нужны, просто лично мне от рецензии хочется именно разбора произведения, вот в этом месте и начинается стопор, потому что книга сложная и неоднозначная, и хочется скатиться в сторону тех самых банальных рассуждений, тем более что Блейз все-таки не мерзавец.

«Мерзавец» – это еще мягко сказано.

клубок
Сюжетные нити может и параллельны, но уж очень плотно намотаны

В своем романе Айрис Мердок закрутила хороший клубок из персонажей, и вот сейчас, зная чем все закончилось и пробуя распутать этот клубок, приходится признать, что как ни странно – но все персонажи оказываются на своем месте и при деле, тут нет заведомо «проходных» эпизодов или оборванных сюжетных линий, что само по себе встречается не так часто.

Вот, к примеру, Пинн тайком приводит Дэвида в школу где она работает, и показывает ему в бассейне Кики Сен-Круа («Вот персичек, правда? Она просила меня подыскать ей парня. Хочешь быть ее парнем?») – в прошлом эта барышня стала причиной увольнения Эмилии, в будущем она заглянет в гости к Монти со вполне определенными намерениями. Ну вот примерно так персонажи и «осваивают» территорию романа, хорошо интегрируясь в сюжет и взаимодействуя друг с другом по-максимуму. Заряженное ружье обязательно должно выстрелить, хотя, прочитавший роман все же скажет: хорошо бы, чтобы не все ружья стреляли.

Дальше...

Про ружья мы еще поговорим (ах, лучше бы никто не стрелял в этой книге! никак нельзя сделать, чтобы никто не стрелял в этой книге?), но раз уж вытянули из клубка нить жизни Харриет, про ее жизнь и надо говорить. Удивительный персонаж, в хорошем смысле «удивительный», в своей безграничной доброте и большой наивности. Так и хочется сказать: «Таких не бывает!»

Вот в том-то и дело, что мне лично кажется, что изображая Харриет, Айрис Мердок – перестаралась, что ли. Отнесем семь собак к категории «любовь к животным», а не к категории «мизантропия» (достаточно того, что у Харриет есть сосед-мизантроп, впрочем даже он, на протяжении романа общается с другими персонажами, куда чаще и охотнее), но к какой категории отнести ее реакцию на письмо Блейза, где он признается в измене?

– Харриет, девочка моя, ты простила меня?
– Да, конечно. Не беспокойся, все нормально, с этим все нормально.
– Ты все еще любишь меня?
– Да, конечно, конечно. Не говори глупостей.

Рассуждать можно долго, но мы не рассуждаем, а рассматриваем некоторые художественные приемы, к которым автор прибегает, чтобы показать истинный характер Харриет.

Каким бы хорошим автор не хотел сделать персонажа, ему не нужно отрываться от земли, это должен быть реальный человек, поступки которого имеют логическое объяснение, а не повисают в воздухе – вот с Харриет как раз иногда бывает так. Взять ту же ее неистовую, до отчаяния, любовь к Люке – сыну ее мужа Блейза и его любовницы Эмили. Ну вот с чего вдруг вспыхнула эта любовь? Это учесть что у Харриет есть свой сын.

– У вас не будет меньше денег, – поспешно возразила Харриет. –Наоборот, у вас их будет больше. И Люка обязательно пойдет в новую школу. Если постараться, мы вполне можем все это осилить. Понимаете, Дейвид ведь скоро уже будет учиться в колледже, Блейз, возможно, получит субсидию, в конце концов, мы можем продать дом…
– Вы хотите продать дом, чтобы Люка ходил в хорошую школу?! Вы шутите. Да, миссис Флегма, таких, как вы, просто не бывает.

Ну вот и в книге говорят, что не бывает:) Нет, перестаралась где-то Айрис Мердок, слишком уж правильной вышла у нее Харриет, слишком. Замечательная и превосходная, но во многом надуманная. Мне кажется от этого роман немного проигрывает, вообще, художественный вымысел – это такой препарат, который надо умело дозировать.

Вот и добрались до ружей, увы. Эпизод гибели Харриет – важный сюжетообразующий момент, обладающий колоссальной экспрессивной силой («Ее тело было изрешечено пулями, но она все же успела заслонить собой Люку и спасти ему жизнь»), все так. Но стоит задуматься, а не слишком ли часто литература предлагает нам события, с крайне низкой вероятностью? Ну вот какова вероятность того, что впервые оказавшись в Ганноверском аэропорту, Харриет угодит под шальные пули? Там же не каждый день стреляют, да и не каждый месяц. Красиво, да, трогательно очень, но вот реально ли?

Но куда тягостнее то, что последующие события – и переезд Эмили в дом где раньше жила Харриет, и тщательное уничтожение памяти о ней – все это не вызывает сомнений в достоверности.

А ведь именно тут надо-бы говорить: «Так не бывает!»…



Аллюзии и примечания:

Все по Фройду, ага, и особое проявление сублимации детектед! Рецензия должна была быть… клин, рецензия должна была быть – про то, к чему приводит доброта, был даже приготовлен эпиграф:

А что если оно, непобедимое добро, все-таки существует?
Дейвид, сын Харриет

Крайне жестокая и немилосердная тема, понятно, что подсознательно я всеми силами пытался ее обойти. Ну вот, пришлось немного покритиковать хорошего персонажа, зато и у читателей нервы спокойнее будут. Вот такая она – анатомия творчества.

Ну а в целом, для меня критерий хорошей книги – это размышления на которые она наталкивает и желание перечитать через некоторое время. Понятно, что в случае этого романа, оба этих фактора присутствуют.

и в этой рецензии благодарности oranjevaya и Rita389

Комментарии


5, вот так. А с чего всё начиналось....
Как ты думаешь, книга мне понравится?


ну вот бывает иногда, почаще бы:))

да у меня и сомнений нет что понравится,
потом сразу же новую книгу начнешь искать,
как я:))))


Новую книгу Мердак?
Добавлю в список хочушек.


Рада за свою любимую Айрис и за тебя )


любимая.... как трогательно:)))
но мерси.


А мне Харриет вообще не понравилась, какая же она идеальная? То есть все мысли ее вполне понятны, да и сама она понятна, не хочет ничего менять, хочет и дальше жить с Блейзом в пузыре. Там есть характерный момент, когда она поехала к брату, чидя в аэропорту, она понимает, что скоро возвращаться обратно, и ничего изменить она не сможет, осознает свою никчемность. Выхода у нее нет. Вот Мердок и показала это отсутствие выхода бессмысленным убийством.


смотря как оценивать ее поступки. с точки зрения эмансипированной женщины,
она должна была в порошок стереть блейза, угробив на это всю энергию, и остаток
своей жизни. она поступает иначе - это заведомо проигрышный ход, но многие
истинно-добрые поступки заведомо проигрышны, если рассуждать категориями
материального мира (выгодно-невыгодно), разве не так?


Невозможно оценивать поступки Харриет с точки зрения эмансипированности, ее в ней просто нет. В порошок она его стереть не может, потому что до сих пор любит. Но не считаю ее я истинно-доброй, она тоже эгоист. Ведь это ЕЙ важно, чтобы муж был при ней. ЕЙ важно, чтобы ЕЙ было о ком заботиться, было кого любить, для НЕЕ это смысл жизни. Она была готова принять всю ситуацию, лишь бы для НЕЕ ничего не менялось. Единственный, кто принимает ее любовь, это Люка, так она его практически крадет у матери (другое дело, что Эмили не до сына сейчас).


эмансипированности нет, но точка зрения с такой позиции есть:)))

ну а насчет эгоизма.... хм, ну посмотрим определение:

Эгои́зм (от др.-греч. Εγώ — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

ну нет ведь! самопожертвования в ее поступках очень много, а то, что ей важно о ком-то заботиться - так это совсем не критично же, тем более очень контрастирует с поведением многих других героев.


Не вижу самопожертвования, вижу запас нерастраченной любви, которую некуда девать, потому что она никому на самом деле не нужна, а-ля старая дева. Иначе зачем предлагать себя Монти, потом Эдгару, потом люка, получается первому встречному.


есть что-то трагичное в этой женщине, но куда больше меня смущало большое количество собак.

а эдгар по моему сам был к ней неравнодушен, или я что-то позабыл уже в сюжете?


Мне кажется собаки - это олицетворение ее чувств как раз... Она спокойна - собаки спокойны. Она начала бороться за Блейза, собаки начали метить территорию. Она разозлилась, собаки Блейза растерзали.

Эдгар делал вид, по-моему, потому что когда она предложила себя, ему пришлось выбирать, кого приглашать к себе домой, ее или Монти, и он выбрал Монти.


да, но такое сумасшедшее количество собак вряд ли объясняется простой любовью к животным.