Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

20 мая 2015 г. 00:39

141

— Вернись! — закричала Гусеница ей вслед. — Мне нужно сказать тебе что-то
очень важное.
Это звучало заманчиво — Алиса вернулась.
— Держи себя в руках! — сказала Гусеница.
— Значит, по-твоему, ты изменилась?
— Да, сударыня, — отвечала Алиса.


Много лет назад ловушки моего ограниченного восприятия поставили меня в тупик, в котором нахожусь до сих пор. Хлипкого прикрытия внешними различиями народов и рас стремления к лёгкому обогащению, захвату территорий, оправданию жестокости и мести мне никогда не понять.

Есть книги, которые я не смогу слушать в аудиоверсии живым голосом, как бы замечательно их ни начитывали. К ним относятся "Блокадная книга" Алеся Адамовича и Даниила Гранина" и "Чёрная книга" Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана. Страшные свидетельства пережитых страданий смогу выдержать только неживым голосом электронного синтезатора.

Иди сюда, мой друг. Встань, выйди из своего надёжного тёплого дома, исполнись мужества и смелости. Не ужасайся тем жутким картинам, тем зверствам, которые тебе придётся увидеть. Не бойся — и я покажу тебе всё по порядку. Ты не сможешь оторвать глаз от того, что увидишь, сердце твоё захолонет, уши перестанут слышать.
из записок Залмана Градовского, найденных в пепле возле печей Освенцима.



Книга о холокосте на территории СССР читалась непросто.

Дальше дневник чтения и размышлений.

1 мая.
Жду задания для "Долгой прогулки", к семидесятилетию победы о войне что-то должно быть. Книга о холокосте? Даа. Выделены страданий одного народа по сравнению с остальными. Потери СССР во Второй Мировой были огромны, тотально уничтожали евреев и цыган, в плену всем было не сладко.
Забегу вперёд, за эти мысли при чтении книги отвечу сполна. Есть в ней и о цыганах и пленных, о сожжении сёл. Да и реальность догонит общим горем.

2 мая.
Пролистала книгу. Очерк Гроссмана о родном для него Бердичеве запомню надолго. Людей заставляли прыгать в ямы с дубильными веществами. После чтения руки болят даже от шампуня.

5 мая.
В просталинском предисловии Гроссмана цитируется ответ вождя на запрос еврейского телеграфного агенства в Америке от 12 января 1931 года:

В СССР строжайше преследуется антисемитизм как явление глубоко враждебное советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

Через полтора десятилетия Сталин опроверг себя судами над врачами и космополитами.
Без подобных цитат книга в то время не могла быть напечатана. Позже в "Жизни и судьбе" Гроссман высказывается определённо и жёстко об отношениях между народами в войсках (ссора лётчиков" и в оккупации (письмо матери Штрума).

***
Не спасённые дети.
Много лет назад смотрела отрывками советский фильм, названия не знаю. Городок или местечко. Люди куда-то собираются. Немецкой речи не слышно. Портной рассказывает о преимуществах долго носимой жилетки без рукавов. Прощаются влюблённые: "Я тебе напишу, денег заработаю, и в гости приедешь". Старики беспокоятся: "Куда же". За молодой матерью неотступно ходит женщина: "Отдай, отдай. У меня молоко есть, выкормлю. Холодно уже, если вас пешком погонят". Та не соглашается до последней минуты: "Он мой, не отдам". Лихорадочные диалоги не предполагающих страшного будущего женщин. Толпа, много голосов вразнобой. До последнего уже в толпе: "Отдай". Общий крик: "Беги, ты не наша". Пулемётная очередь.
Тогда я не поняла ни времени, ни ситуации, кто кого и за что, прочувствовала только эмоции.
Читая:

Рояновы пришли просить Фаню отдать им внука. Папа настаивал, чтобы Фаня с Владей шли к Рояновым. Фаня категорически отказалась. Владю не отдала и решила взять его с собой.
Таня, работница Фани, шла всё за нами следом, просила Владю отдать Рояновым, обещала следить за ним. Фаня слушать не хотела.
(дневник Сарры Глейх)

- мысленно хотелось заорать: "Да отдай же!", и беспрестанно в ушах звучал тот фильм. Нам легко осудить, сидим в тёплых квартирах в мирное время, знаем их будущее. Но кто знает, как бы мы себя повели в такой ситуации?

6 мая.
Выжившие дети.

От нашего местечка осталась жалкая половина. Но зачем оно совсем осталось? Лучше бы его не было, не было бы всего, лучше бы я на свет не родился... Я как будто бы вернулся с того света. Теперь начинаю новую жизнь — жизнь сироты. Как? Я сам не знаю, как.

Письмо Сюни Дереш.



В 1942 году немцы убили моих родителей. Из большой семьи я осталась одна. Я удрала в Румынию. Живу у хозяина. Он немного меня кормит. Я Вас прошу:возьмите меня обратно в Россию. Я хочу учиться и стать человеком. Ведь я зря теряю свою молодость, а в России я буду работать.
Дина Лейбл.
Из писем сирот города Ботошаны.


При детях убивали родителей. Ежедневно годами внушали словом и действием: "Ты никто, не человек, тебя не должно быть". Как им жить дальше? Я не слышала о психологической реабилитации детей после войны. Подходящих по возрасту и состоянию здоровья взрослых мобилизовывали в армию или на трудовой фронт. Но трудом опалённой души не вылечить. Последствия могли быть разными и отсроченными во времени: потеря рассудка

Шестилетняя Фаня Гуревич[Фамилия изменена.] вместе с мамой и бабушкой была в концлагере. Мать и бабушку убили на глазах у девочки, а она осталась жива. После войны жила у тёти, училась, получала хорошие отметки, дружила со сверстницами, хотя и была немного замкнутой.
А в четырнадцать лет неожиданно, без всякой видимой причины, сошла с ума. Она казалась нормальной, но вдруг начала очень медленно ходить, стала бояться быстро двигаться, бегать. Врачи предположили такую причину ее заболевания: в концлагере девочка видела, как стреляли в спину узников, если те ускоряли шаг. Это ее тогда потрясло, а сказалось несколько лет спустя".
Агния Барто Найти человека.


или невозможность создать семью

(рассказ 14-летней Веры Ждан, хоронившей отца и брата)
Лопаты мы свои взяли, прикапываем и плачем. А они говорят: «Кто будет плакать, того будем стрелять. Улыбайтесь…» Они заставляли нас улыбаться… Я нагнусь, он подходит и в лицо заглядывает: улыбаюсь я или плачу?
Стоят… Все молодые мужчины, красивые… Сами улыбаются… Дикий страх обнял мое сердце, я уже не мёртвых, я этих, живых, испугалась. С того времени боюсь молодых мужчин. Всю жизнь одна живу… Замуж не вышла… Любви не узнала… Боялась: а вдруг рожу мальчика?..
Светлана Алексиевич Последние свидетели.


7 мая.
Больше не могу читать. Включаю радио:
"Это всё, что останется после меня,
это всё, что возьму я с собой" (ДДТ)"
Радио больше не слушаю.
Просто музыка на случайном выборе:
"Я пущенная стрела, и нет зла в моём сердце, но
кто-то должен будет упасть всё равно".
(Пикник).
"Там все живы, кто любил меня, и восход как праздник бесконечной жизни"
(Ария).
Ранний Пилот (тревожные скрипки и бравурная труба в "Кедах со звёздами" и "7 часов утра"),
Декабрь "Стеклянный дом" и "Раны земли",
Омела "След мой", Чёрный обелиск "Стена".
Больше половины песен в плейере о смерти, тревоге, расставании, уходе в неизвестность.
Музыка отпадает.
Сейчас я передёргиваю, но всё иной смысл обрело на эту неделю.
По телевизору "Молодая гвардия".
Открыла интернет, статья в "Фоме",
в ней упоминается сожжение вместе с жителями села Хоростово Пинской области Белоруссии.
Пытаюсь читать книгу, сердце не принимает, а мозг не понимает и отказывается запоминать.
Вот, хотела об общем горе, и получила.

8 мая.
Пожилые респонденты и жители присоединённых в 1939 году областей ориентируются в году по религиозным праздникам, называют неевреев христианами:

В первые же дни было убито несколько евреев и христиан, которые при советской власти занимали ответственные должности.

а молодые - крестьянами или русскими, украинцами, белорусами и поляками.

***
Выход к партизанам.

Двое суток на 9-м километре от города ждал Фельдман проводника, который должен был провести его с группой до места. Наконец, Фельдман нашёл отряд Скачкова; этот отряд только формировался. Скачков отказался принять группу Фельдмана...
В конце мая отряд Никитина забрал часть людей, имевших оружие при себе. Оставшиеся в отряде занялись изысканием оружия...
Зорин организовал семейный, национальный отряд, систематически присылал проводников и брал к себе в отряд всех: стариков, женщин и детей.
Из "Истории Минского гетто".


Мало того, что надо из гетто выйти и найти партизан, не в каждом отряде примут или примут только с оружием.
Но бывало и иначе:
Часть евреев, сбежавших из гетто в Долгиново, перевели через линию фронта. Отряд за два месяца прошёл пешком около 1000 км. Недавно о руководителе отряда Киселёве вспомнили, и сняли документальный фильм.

9 мая, День Победы.
Включаю немузыкальное радио: "Мы читаем отрывки из поэмы Александра Твардовского "Василий Тёркин"".
И первый же отрывок:

А у нашего солдата, —
Хоть сейчас войне отбой, —
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята, —
Рисовал дома с трубой…
Вот и взгорье, вот и речка,
Глушь, бурьян солдату в рост,
Да на столбике дощечка,
Мол, деревня Красный Мост.
И нашлись, что были живы,
И скажи ему спроста
Всё по правде, что служивый —
Достоверный сирота.


Зачем запрещали песню "Враги сожгли родную Хату"? Твардовский раньше обо всём написал.

А в "Чёрной книге":

Сообщаю тебе, как воину, у которого сердце крепкое, что твоих, которые остались здесь, как и моих, в живых нет.
Ефим, нужно взять себя в руки и быть человеком.
Из писем Лётчику Ефиму Темчину.


И снова мне урок, отвечай за первомайские мысли.


***

Симферополь превратился в сплошной застенок и отвратительную человеческую бойню. 9 декабря 1941 года немцы истребили древнейшее население Крыма — крымчаков.


В Крыму жили родственные народы - караимы и крымчаки. Судя по википедии, языки похожи, одна территория проживания, различались ответвлениями одной религии. В Берлине решили иначе.

10 мая.
Несмотря на ежедневные грабежи, унижения и угрозу уничтожения в гетто работали больницы, детские дома и дома для пристарелых, театры, создавались хоры. О вильнюсском гетто в 60-е годы опубликованы отредактированные воспоминания Маши Рольникайте, она описывала несколько концертов в гетто и лагерях. О рижском в дневнике скульптора Ривоша. Он рассказывает не только о гетто в целом, но и о своей семье, сложностях в поисках работы, голодных обмороках в очередях. Страшные дневные впечатления сменяются вечерним отдыхом: тихонько поют песни, купают малышей, читают книги:

В эту субботу решили отдохнуть и никуда не ходить. Хотим с Димой лепить снежную бабу, но снег слишком сухой. Сидим дома, держу его на коленях, читаю ”дяди” Пушкина ”Сказку о попе и работнике его Балде”. Это Димина любимая сказка и он может ее слушать без конца. На ковре шалит Лидочка.


11 мая.
Удавшиеся восстания в лагерях смерти или побеги с мест массовых расстрелов, где фашисты поспешно заметали следы перед наступлением красной армии. Удавшиеся - это когда из сотен бежавших выживают единицы, когда разрушен хотя бы один крематорий, и его не восстановят.
О восстании в Сабиборе за рубежом снят фильм, о награждении Печерского и других участников из числа советских военнопленных вопрос ставится до сих пор.

12 мая.
На страницах "Чёрной книги" мне встретились однофамильцы Фарберы: один - пленный красноармеец, инженер из Москвы - бежал из Понар, второй - пленный ефрейтор вермахта, сапожник - свидетель расстрела населения и сожжения деревни возле Холма. Чем один достойней другого? Разве внешностью достоинство человека определяется?
Круг замкнулся, с чего начала, тем и завершилось. Непониманием вражды по внешним различиям.

Всем мира и самостоятельного мышления.

Благодарю организаторов за вторую в забеге работу души. Сложно, но нужно.
Долгая прогулка. Команда "Алисы в стране чудес": Аня Catarrina и Света SvetaYa .
Машу marfic и дружественную команду оркестрантов Дмитрия diman_nikolaev и Настю oranjevaya за терпение читать о моих эмоциях.

Комментарии


тотально уничтожали евреев и цыган

по-моему куда большая трагедия в том, что выделяется трагедия
одной нации. в том же бабьем яру расстреливали не только евреев,
да и в хатыни не евреев сожгли. лучше задуматься о том, почему
на восточном фронте у немцев действительно массово уничтожались
евреи, а на западе, во франции и тэ дэ - куда больше процент выживших.
так кто евреев уничтожал и почему?


Задумывалась и об этом, не отразила в рецензии. У Солженицына в "200 лет вместе" много, цитировать оттуда не стала.


ну а 150 тысяч евреев в вермахте? даже если преувеличение
хоть в 32 раза, все равно о чем-то говорит.
пойми, историю пишут победители, а мы узнаем
эту историю из книг и фильмов. про пропагандистское
мастерство эренбурга я и не говорю,
"нет для нас ничего веселее немецких трупов",
до такого есчо додуматься надо.


Слышала я о гораздых на жёсткую пропаганду, и про стих "Убей".
В книге много призывов к мести.
В тех же письмах к лётчику Ефиму Темчину, которые в рецензии цитировала, его воевавший брат просит держать себя в руках, остаться человеком, помнить мать, а бежавшая с расстрела сестра требует мести.
Если хочешь, сравни в своей рецензии подготовленные к печати Гроссманом и Эренбургом.
Про 150000 в вермахте не слышала. Знаю только о зондеркомандах в лагерях смерти, но там три пути: работа, огонь или восстание, выбирали по выносливости, а не по желанию.


ну я говорю, что 150 тысяч - это преувеличение,
но евреи были в вермахте и в достаточном
количестве.

ну а что "убей"? по мне, так куда пронзительней
"жди меня и я вернусь", того же симонова:

Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,— так ее любил,—
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви...

сильно написано, что сказать.


Оба стиха сильные, но на разное направлены, тональность у них разная. Звучат по-разному, как оркестр из 70 человек на параде и одинокая флейта. Одно обращено ко всем, другое - только ей одной.


"жди меня"? да ну, не сравниться с "убей немца",
что ушш говорить. хотя, я раньше и не поверил,
что симонов такое написал, а дома собрание
сочинений. ну и посмотрел. написал-таки.
а там где "я вернусь" маминым почерком
написано: "самое любимое".


Евреи стали знаменем чудовищной жестокости фашизма. Но в этом ли суть? Глубже вопрос - откуда в целом берется в человеке стремление унижать, уничтожать, причинять боль? Почему эта боль не отзывается болью стократной при виде страданий, причиненный твоею рукой?

Прочти "Благоволительниц", когда сможешь. Я наверное тебе уже плешь ими проела.

А я когда-нибудь прочту "Черную книгу".


Прочитаю обязательно.