Больше рецензий

Forane

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 мая 2015 г. 15:35

3K

4

С этой книгой у меня сложились странные отношения, эмоции, которые она вызывала во время прочтения были очень противоречивы, порой диаметрально противоположены. И я все не могла определиться как же мне относится к этому произведению. Причина данного явление кроется в том, что одна глава вызывала у меня бурный восторг, интерес и нетерпение, следующая же тоску, недоумение и разочарование.

В отличие, я думаю, от многих людей, прочитавших эту книгу, я весьма весьма смутно представляла о чем же это произведение. Точно я знала только две вещи: речь в ней ведется про средневековый монастырь, а так же то, что у книги огромное количество поклонников.

Кто-то говорил мне, что она чем-то похожа на романы Коэльо, ничего не могу сказать по этому поводу, т.к. я у него не прочла ни одной книги, кто-то рассказывал, что это крутейший детектив в средневековом антураже, кто-то вещал, что это прекрасный историко-философский труд. И, как вы понимаете, перед чтением чувства мои были в некотором раздрае, я признаться, не представляла, что ожидать от этой книги. Надеялось только, что мне не придется грызть сей труд, как грызла кактус мышь из анекдота. Но тут все, к счастью, обошлось)

Наверное, все-таки люди, которые мне говорили, что роман является ярким и необычным историко-философским произведением были наиболее близки к моей истине. В первую очередь стоит упомянуть язык, которым написано данное произведение. Это, мне как человеку далекому от звания знатока оригиналов средневековой литературы, показалось, что эта книга - прекрасная стилизация под "древность". По началу это немного напрягало, я не могла нормально сосредоточиться на чтении, но буквально через два-три десятка страниц, все стало совершенно внятно и естественно. Пришло понимание, что только так и должно было быть написано это произведение. Господин Эко мастерски владеет пером и словом.

Необходимо отметить, что в книге огромное количество интереснейших исторических фактов, в первую очередь, касающихся истории и развития религии. К своему стыду признаюсь, что при всей моей огромной любви к истории эта тема прошла мимо меня от слова "совсем", единственные моменты, в которых я разбиралась по ходу чтения, без привлечения дополнительной литературы - это воззрения и жизнь наиболее известных средневековых философов, да и "биография" известнейших политических деятелей того времени. Только это не позволило мне потеряться и запутаться в огромном потоке не известной мне информации. Большой пласт книги посвящен быту и архитектуре средневековья, и в частности средневекового монастыря. Тут я немного взбодрилась, т.к. увидела знакомые слова. Огромная часть романа посвящена еще более далеким для меня вопросам религии, таким как бедность Христа, польза или вред смеха, отличия еретика от святого и многое-многое другое еще более непонятное, т.к. в перечисленном здесь вполне можно разобраться, выкладки автора выглядят логичными и с точки зрения человека, который далек от теологии. И, как вы понимаете, в итоге на детектив осталось очень и очень немного места, что несомненно разочаровывает.

И все-таки, при всей своей интересности, огромный поток незнакомой информации утомлял. Я прекрасно понимаю, что повествование о проблемах религии, вопросы из-за которых средневековые монахи бились не на жизнь, а на смерть, необычайно важны, чтобы понять людей того времени. Но как же широко развернута эта тема в произведении! Усугубляли мое положение огромное количество или ответвлений, или сект, или монашеских орденов, о которых велась речь в романе. Я, честно говоря, даже не представляла, что их такое количество. В середине я уже запуталась, кто из них что проповедовал и доказывал, что отрицал, а кто просто занимался развратом и грабежом. Проще говоря, у меня в голове смешались в кучу кони, люди, не видно этому конца.

Но при всей трудности чтения именно богословской части, очень часто она меня столь же сильно увлекала. Мне было совершенно безразлично, кто сказал какое-либо утверждение, меня интересовало как он его "раскроет", и что оратору будут возражать. Это было действительно интересно и очень познавательно. Вообще этим стремление раскрыть перед читателем целый новый и неизведанный мир, Эко очень похож на Д. Брауна. Или скорей Браун похож на Эко. Я их не сравниваю как писателей. Я их сравниваю как людей, которые провели просто невероятную подготовительную работу, как людей которые досконально изучили вопрос, и из вороха разрозненных фактов, нарисовали перед читателем прекрасную, логичную картину. Но разумеется бывали моменты, когда я "засыпала". Некоторые моменты споров средневековых схоластов, для меня как для жителя современного мира, оставались совершенно непонятными и даже дикими, вызывающими недоумение. Но как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Так что, единственным моментом, который меня разочаровал в книге была детективная история. По началу она мне показалась невероятно закрученной и интересной, но чем дальше шло повествование, тем скучнее она становилась, тем интересней для меня становилась философская составляющая книги. Где-то к середине у меня закралось каким-то непонятным образом, видимо снизошло озарение, как бывало снисходило на рассказчика, подозрение о главном виновнике или предпосылке (если так можно сказать про человека) всех смертей в монастыре. И что удивительно, особенно в моем запущенном в отношении детектива случае, я оказалась права. А это говорит отнюдь не в пользу автора. Да и в целом детектив шел медленно, с жутким скрипом, и какой-то безнадежностью. В итоге результат сгорел, как говорится, в синем пламени. Вот за это я балл у книги и сняла.

И в качестве итога своей рецензии, я пожалуй приведу слова рассказчика этой истории, которые очень точно отражают мое понимание книги в целом и состояние после прочтения:

Признаюсь, чересчур философично для моего юношеского понимания

Так что когда-нибудь я вернусь к этой книге, в более "подкованном" состоянии, чтоб мое юношеское понимание разобралось во всех хитросплетениях этого романа и достигло хоть какого-нибудь "дна" этого несомненно достойного во всех, может все-таки за исключением детективного, смыслах.

Собери из всех!

Комментарии


Я их сравниваю как людей, которые провели просто невероятную подготовительную работу, как людей которые досконально изучили вопрос, и из вороха разрозненных фактов, нарисовали перед читателем прекрасную, логичную картину.

Простите мой скепсис, но к Брауну эти слова никак не могут относиться, он просто удачно мимикрирует.

Огромная часть романа посвящена еще более далеким для меня вопросам религии, таким как бедность Христа, польза или вред смеха, отличия еретика от святого и многое-многое другое. И в итоге на детектив осталось очень и очень немного места, что несомненно разочаровывает.

Эко тот еще хитрец. Просто он сам хотел разобраться в том, как призывы к первоначальной бедности привели к нескольким церковным расколам, в том числе и к Реформации. А потом свое понимание этих вопросов сделал одним из пластов книги.


Ой, сколько людей столько и мнений)
Просто я недавно читала у Брауна "Утраченный символ", и очень часто у меня возникал такой вопрос: Это и правда было?! И ведь действительно было. И меня терзают сомнения, что я узнала бы какие-то факты без этой книги. То же самое и в отношении Эко. Только у него это не "прикладные" моменты (вроде истории статуи или легенды манускрипта), у него это понимание вещей "тонкого" мира. Он объяснял то, чем я бы, если говорить на чистоту, никогда особо не заинтересовалась.
В общем эти два автора несомненно расширили горизонты моих знаний в различных областях.
А вообще я ожидала, что у многих вызовет недоумение мое сравнение Эко и Брауна))
Вопрос о бедности, кстати, на мой взгляд, одна из самых удачных частей книги. Мне было действительно интересно читать, о воззрениях людей, и разбираться в предпосылках этих воззрений.
Я, наконец, дописала простыню отзыва))


А вообще я ожидала, что у многих вызовет недоумение мое сравнение Эко и Брауна))

Естественно, это же почти как сравнивать Чехова с Акуниным :)


Ну, рецензия - это же отражение своего собственного мнения. И я считаю, что умалчивание "вещи", мысли, которая показалась важной, является неправильным решением.
Но если сравнивать этих двух людей как писателей, то несомненно, Эко - практически классик литературы (я правда сужу только по одной прочитанной у него книге), Браун - отличный писатель массовой, развлекательной литературы, позволяющей с пользой убить время (уж лучше почитать его, чем огромное стадо современных авторов, хотя бы того же уа-жанра).


По поводу высказывания мнения - полностью присоединяюсь, собственно, именно по этой причине и прицепился к этому сравнению :)


А вообще я ожидала, что у многих вызовет недоумение мое сравнение Эко и Брауна))

Это да, неожиданное сравнение, но, с точки зрения расширения горизонтов, оправданное))

Ой, сколько людей столько и мнений)

Абсолютно верно, меня вот, например, детективная линия при чтении наоборот порадовала, давала отдохнуть от философии и вернутся к ней со свежими силами)


ну, не знаю, кто, как и почему Эко сравнивал с Коэльо, это как балет с цыганочкой, честно)))
мне было тяжело первые 100 страниц (ну как, собственно, автор и предупреждал:-)
но что в Эко плохо - его воинствующий эстетизм, граничащий со старческим бухтением (в эссе, не в романах), все-таки приедается и отбивает охоту к чтению самих романов


Про сравнение с Коэльо я все-таки наверное соглашусь, т.к. про произведения этого автора я наслышана, и я что-то сомневаюсь, что их можно как-то сравнить. Но это ничем, кроме слухов, не подтвержденная гипотеза.
Его эссе я не читала, и не думаю, что скоро доберусь до них, т.ч. сейчас в планах на этого автора у меня "Маятник Фуко", но когда это еще будет...
В романе я, кстати, не заметила, что он поборник это лит движения.


о, Маятник - это настолько вкусно... я прямо завидую, что у Вас это еще впереди)))
ну, у Коэльо, на мой вкус, слишком прямолинейно все, т.е. я даже не об интриге или каком-то необнозначном развороте сюжета, там все плоско-плоское даже в сравнениях, а уж о символизме и говорить не приходится... так, слегонца расслабиться и типа сделать вид, что, мло, ах, мы тут все таааакие интеллектуалы. поэтому мне, честно говоря, смешно читать о Коэльо, как о некой глыбе в литературе:-)


Увидела у вас отзыв на "Как написать дипломную работу", и решила, что мне срочно стоит прочесть вот это произведение. Можно сказать, жизненно необходимо)


на самом деле, оно "жизненно необходимо" не умеющим оформить библиографию:-) в противном случае - да, прикольно, но, "необходимо-надное" скорее перед дипломом или даже первым профильным курсовиком на дипломную тему)))


На самом деле, Эко очень злится на Брауна, что тот берется за ТАКИЕ темы и так бездарно их преподносит (в смысле не как он)). У него есть целая статья, глава в книге "История иллюзий ", где он его ну просто жучит, как никчемную собачонку, уж простите.


Да все в порядке))
Надо будет посмотреть, что там Эко написан о Брауне и ему подобных. Интересно))
Я все сужу со своей колокольни) Второго Эко найти в современной литературе очень сложно, если в принципе подобный писатель существует.
А что на счет Брауна. Мне не написать как он, и очень многим писателям так не написать никогда. Так что, ИМХО, он достоин уважения за свою работу.