Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 апреля 2015 г. 16:35

122

4.5

Книжка маленькая, да удаленькая. Очень интересная. Первая глава называется "Отсутствие", а всего их пять. В начале автор описывает на удивление безрадостное (с ее т.з.) состояние мировой византинистики: Византия везде в пренебрежении, ее почти не включают в исторические курсы, ученые ее не любят (даже византинисты не все любят), мало кто знает "что с ней делать" итп. Наверное, если сравнивать с состоянием изучения других областей, оно и так, Кэмерон виднее. Но видела бы она, что у нас тут творится с византинистикой! Вот это как раз "absence". По сравнению с этим у них - вообще полный расцвет и райские сады. С другой стороны, оно даже вдохновительно: если Византия до сих пор мало открыта, то что же будет, когда ее откроют! о-о )) Автор дает краткий обзор состояния изучения Византии. Главные мысли следующие.

Византия в историографии почти отсутствует, когда говорят о Европе. Многие ученые до сих пор пребывают в заложниках католической точки зрения на Византию и того влияния, которое в свое время оказал на историков Гиббон. Несмотря на большое количество литературы о Византии, ее история до сих пор не написана, особенно с учетом опубликованных в последнее время источников. Например, нет книги о литературной истории Византии, которая могла бы заменить старую книгу Хунгера. Византия не вписывается в традиционную хронологию мировых событий. Историки часто не знают, что с Византией «делать» и куда ее приткнуть.

В отличие от Запада и несмотря на жесткую риторику против еретиков, наказания в Византии были не слишком жестокими, казни редки, чаще наказывали изгнанием или низложением. Византия не породила ничего похожего на инквизицию. Когда говорят о Византии как о "православной империи", "религиозном царстве" итп, это на самом деле большое сужение горизонтов. Византия гораздо разнообразнее, несмотря на то, что борьба за догматы там действительно всегда играла большую роль. Кроме того, историки часто игнорируют литературу богословского толка, и от этого страдает изучения предмета в целом. Говоря о Византии, ничего нельзя игнорировать.

До недавнего времени считалось, что в Византии не было философии, а одно богословие. Только в последнее время эта точка зрения начала пересматриваться.

Византия обладала высокой способностью к ассимиляции разных влияний. Это котел, где много столетий варилась очень сложная смесь.

До сих пор у многих ученых существует предубежденность против византийской культуры – что она якобы низка по ср. с античной. Существуют трудность с термином «эллинизм» при изучении византийской культуры, а также вообще с изучением восприятия византийцами эллинистического наследия. Во время Ренессанса на Западе открыли Грецию с той свежестью восприятия, какой никогда не могло быть в Византии, где традиция не прерывалась.

Самоидентичность византийцев была основана не на национальности. Византия была для всех, там была огромная смесь разных культур и влияний. «Эллинизм» в качестве ее составляющей важен, но недостаточен для общей картины. Византийское искусство вообще не вписывается легко в схемы истории обычного искусства и нелегко поддается истолкованию.

Высокая мобильность и неопределенность – отличительные признаки всех сторон византийской жизни. Хотя империя была христианской, школьное образование было светским и «неправославным» - без богословия, с чтением нехристианских текстов. Образованный человек мог последовательно быть преподавателем, чиновником, клириком или придворным высокого ранга, а кончить жизнь простым монахом. Размытые границы между социальными слоями. Несмотря на важность «истинной веры», нельзя назвать Византию «православной» в узком смысле.

Словом, Византия не поддается ни одной традиционной научной классификации в какой бы то ни было области. Это даже до сего дня почти непаханое поле, ожидающее издателей неизданных текстов, исследователей и комментаторов. С учетом современных знаний, нужен пересмотр всего, что уже есть и что написано о Византии, новый взгляд на ее историю и культуру, литературу и богословские произведения.

В общем, византинисты, ау! Вас ждут великие дела! :)
Вдохновляющая книжка, одним словом.

Комментарии


как интересно...