Больше рецензий

21 апреля 2015 г. 14:54

313

5

«Забраться под эту сеть»
Озорная и шутливая, но без ущерба для серьёзности содержания, кавер-версия «Тошноты» Сартра. Или другими словами, романтическая иллюстрация знаменитого тезиса «существование предшествует сущности», исполненная в неповторимой манере Мёрдок: непринужденность повествования, лёгкость художественной структуры и гармоничное сочетание серьезного и комического.

Для Джейка Донагью суть жизни составляет «тайная беседа с самим собой». Умный, хорошо образованный, но не отличающийся предприимчивостью, Джейк в свои «чуть больше тридцати лет» не имеет ни постоянной работы, ни собственного дома. «Я талантлив, но ленив. Живу я всякими литературными поделками и кое-что пишу всерьёз». Зато Джейк обладает свободой, сложной и многогранной внутренней жизнью и утончённым литературным вкусом (Беккет, Раймон Кено). А также широким кругом общения, но маленьким количеством друзей («дружить одновременно больше чем с четырьмя людьми безнравственно») и денег. И главное, Джейк привык тщательно анализировать любые ситуации и поступки, как свои, так и окружающих людей, непрерывно «переводить» жизнь в слова, поскольку уверен, «чтобы прожить свою жизнь надо её понять».

Но однажды Джейк сталкивается с непредвиденной ситуацией: некая Магдален принимает решение, которого от неё невозможно было ожидать. И это лишь первый удар по представлениям Джейка о себе и мире. Постепенно выяснится, что рассудительный и чуткий Джейк заблуждался и в отношении соседа по квартире, и насчёт любимой девушки, и лучшего друга... И в жизни в целом, которая, как известно, богаче любой теории. И никак не желает укладываться в слова.

Блестящий авантюрно-философский роман! Великолепный! Всё дело в том… «Я осекся. Я понятия не имел, в чем тут дело»… просто одно из чудес литературы

- Всякое теоретизирование — это бегство. Мы должны руководствоваться самой ситуацией, а каждая ситуация неповторима. В ней заключается нечто такое, к чему мы никогда не можем подойти вплотную, сколько бы ни пробовали описать это словами, сколько бы ни старались забраться под эту сеть.

Ветка комментариев


зато Джейк обаятельный и меняющийся, развивающийся, что-то новое про себя понимающий. А чем Хьюго хорош на ваш взгляд? Давно на вас подписана, радуюсь отклику на одну из любимых книг.


Спасибо!
Если говорить о личных предпочтениях, мне главный герой понравился, именно потому, что он меняющийся)) и действительно, очень обаятельный
Но именно Хьюго, как мне кажется, играет здесь роль "положительно прекрасного человека", и у него более благородная, светлая и возвышенная душа, чем у Джейка (если души в принципе можно сравнивать)

Возьмем, например, историю с "Молчальником". По представлению Джейка, он нарушил конфиденциальность, записав и опубликовав свои разговоры с Хьюго, по сути, совершил предательство (т.е. он понимает, что это некрасивый поступок, но тем не менее идет на него), но более того, Джейк не решился признаться Хьюго, а предпочел трусливо порвать с ним все отношения. И реакция Хьюго... Ему такое и в голову не приходило. Да, можно посчитать это не добродетелью, а наивностью (как и желание избавиться от денег, "путешествовать налегке"), но мне всё же кажется, это не от недостатка ума, это черты характера.


Да, наверное, по большому счету Хьюго хороший. Настолько хороший, что если б Джейк его не придумал, мог показаться скучным. Впрочем, он там почти всех придумал. Замечательный роман, как же я его люблю, и концовка такая жизнеутверждающая. И проживаешь в нем каждую минуту )