Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

12 апреля 2015 г. 00:59

521

4

Вам следует принять во внимание, что между моим глазом и глазом барана, находящегося по ту сторону моря, барана, которого я никогда не видел, гораздо больше общего, чем между моим глазом и моим ухом.

Мейстер Экхарт, вы странный. Ну, немножечко.

Проповеди – они и есть проповеди, и стиль текста соответствующий; рассуждения здесь занимают очень мало места, все в форме напутствий, впрочем, этими напутствиями автор пытается вбить в головы верующих собственные представления о боге, душе и человеческом бытии, которые сплошь заполонены образами, Ничем и серафимами.

Все бы ничего, но только впечатление такое, что Экхарт чуть ли не залпом опрокинул и Библию, и всего Августина, Дионисия Ареопагита (все ждала, пока он оставит в покое ангельскую иерархию, в особенности серафимов – не дождалась) и Фому Аквинского, не переварил толком и тут же выплеснул в речах. То есть, представления собственные у него, конечно, имелись, но только не до конца сформированные, зыбкие какие-то, что ли. Недостаток теологического знания – да пусть чужого, но тщательно проработанного! – очень чувствуется. Экхарт зацепился за «ничто» и «нигде» и повторяет их чуть не через каждые два слова, рискуя подвернуться под горячую руку инквизиции, а потом, как нам сообщается, пытался объяснить, что его не так поняли… «Да как же тебя понять-то, коли ты ничего не говоришь!» Ну, кроме этих постоянных «ничто» и «нигде» без толковых обоснований, которые понять можно только однозначно. А еще он призывает отрешиться от всего и вся, что, в целом, совет неплохой, хотя в утверждениях о необходимости размазать собственную душу до полного забытья (Бога включая) ради просветления Экхарт явно переборщил.

Хотя в целом чтиво не сказать, что неприятное или бесполезное. Читается легко, есть несколько интересных мыслей и изящных выражений.

Ветка комментариев


Какую именно проповедь вы имеете в виду?


"...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее"

Экхарт, конечно, пробовал обставить все, как полагается, оттого, может, вы и упомянули проповеди Христа

Да... Мейстер Экхарт принадлежал к христианскому ордену, но в последнее время я часто вижу цитаты из его проповедей в одной группе, посвященной адвайта-веданте. Иногда действительно создается впечатление, что он излагает адвайту (в основе которой - отсутствие разделения на объект и субъект), свободно пользуясь христианскими символами (а что ему, как доминиканцу, остается): это полет именно такого масштаба. Религии и учения, в глубине, говорят об одном и том же, и Христос все это, безусловно, знал, но сложившаяся историческая традиция толкования его слов несколько более узкая, "домашняя", антропоморфная, чем те же недвойственные восточные учения, тем более что он и сам использовал больше антропоморфных и простых метафор, обращаясь к своему народу. Потому Экхарт, говорящий на более абстрактном относительно сложившейся западной традиции уровне, удостоился больших подозрений со стороны своих соратников.
Но не столь важно, в сущности. Я читала его ответ на обвинения - его веселая храбрость поражает. Это действительно не его мнение, не его теология, не его умственные конструкции. Это интуитивное изложение прямого восприятия реальности.

То, что о том же говорится в даосизме, аргументом не считаю... Ужели это высшая инстанция? Для кого-то - быть может, но не для меня.

Даосизм - только один из примеров. В буддизме и индуизме тоже об этом говорится. Это общие законы существования реальности и восприятия реальности. Если ты погружен в видимый мир ("тварь", по Экхарту, т.е. сотворенное), включая свою собственную личность, ты не можешь видеть истинной реальности.
Мне у Экхарта в этом отношении больше всего нравится проповедь "О нищете духом". "Тот нищ, кто ничего не знает, ничего не имеет и ничего не хочет".