taecelle

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2015 г. 12:10

67

4

Когда человек хочет написать автобиографию нетривиальным способом, он делает это, как как Умберто Эко.

Главный герой книги в реузльтате инсульта теряет память - причем самую важную ее составляющую - свое прошлое. Он прекрасно запоминает все, что происходит с ним, но не помнит имени жены, детей, лица родителей, не узнает место работы и т.д. В попытке вылечиться, он уезжает в деревню, туда, где прошло его детство - о котором он, ессно, тоже ничего не помнит.

И дальше мы уже читаем не столько историю самого героя - он ведь, по большому счету, так ничего и не вспомнил о себе пока не впал в кому. Мы читаем про историю Италии перед Второй Мировой и в течение ее, до мельчайших нюансов самой обыденно жизни - какие комиксы издавали, какие пластинки слушали, что передавали по радио, что готовили на обед, где играли, и т.д. Все это создает неповторимую картину погружения в прошлое страны, без попыток что-либо объяснить или оправдать. Эко не дает нам моральных оценок фашистской Италии - он смотрит на нее из своего босоногого мальчишеского детства и не может ее ни в чем обвинить.
Книга полна бессобытийностью при переполненности событиями - герой ничего не делает, кроме как листает старые журналы, сидя на пыльном чердаке - но читатель погружается в водоворот воспоминаний, иллюстраций (да, это ведь иллюстрированный роман!), его погружают все глубже, и в конце нам даже видится нечто вроде детективной истории во всем этом, хотя ни капли саспенса на самом деле нет.
Эко заставил нас самих ощутить себя потерявшими память пожилыми итальянцами и провел через все наше потерянное детство, не отпуская ни на минуту, удерживая посредством картинок и поэзии. К концу я так же мало знала о таинственном пламени царицы Лоаны, как и в начале - вот только у меня выработалось стойкое ощущение, что без него - никуда:)

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!