Больше рецензий

25 марта 2015 г. 10:03

22K

2

Одной из загадок современной японской прозы является то, что мы все это за каким-то читаем. Можно называть Мураками японцем, можно сетовать на его американистость, но факт остается фактом. Ибо касается это не только Мураками. Часто, заканчивая читать какую-то очередную цветастую японскую книжку, ловишь себя на мысли, что и не взял бы ее в руки, если бы автор не был выходцем из страны восходящего солнца. "Норвежский лес" тому не исключение, хотя, составив подборку книг Мураками, с удивлением обнаружил, что прочитал процентов 70 его произведений. Когда видишь на обложке японскую фамилию, то в голове что-то щелкает и начинаешь вчитываться в текст с особым вниманием.

"Норвежский лес" не что иное, как обыкновенный дамский романчик, отягощенный нелегкой жизнью японских студентов (студент не имеет права ночевать вне общежития. Даже СССР переплюнули) и обязательным присутствием дурдома. Последнее является необходимым атрибутом любого успешного произведения, это еще сестры Бронте понимали. Кроме сестер Бронте в книге присутствуют многочисленные аллюзии на разные другие произведения классиков, но забывчивый Мураками куда-то подевал ссылки и упоминания фамилий. Нет, сначала кажется, что это собственные досужие вымыслы,самому везде мерещатся другие произведения, но к моменту, где девушка пытается красную шапку приравнять к образу дамы с камелиями, появляется уверенность.

Причем текст, как всегда, выглядит типа умным, на самом деле им не являясь. Это добрый испытанный метод лести читателям. Если герои в течении всего повествования читают хорошие книги, то создается впечатление, что они и делают что-то значительное. Соответственно и тебе самому начинает казаться, что читаешь ты и сам что-то важное. Сюжет же по существу сводится к тому, что парнишка бегает меж двух ̶с̶и̶с̶е̶к̶ берез, периодически забегая в соседские заросли тростника. Все мы носимся всю жизнь в поисках сочной травы, которая называется женщинами, но он при этом еще и демонстративно страдает, чем очень напоминает ранимую русскую душу, да еще так ненавязчиво, что женская нога так и тянется его пожалеть. Мураками же нагнетает обстановку больным папой одной из девушек, дурдомом другой девушки, несчастной любовью третьей. Ну, вы знаете, что женщина без проблем - это мертвая женщина.

Тема бесконечная, поэтому подытожу.
Чем нравится Мураками японцам? Он сопоставил японское мировоззрение и свое собственное. Наложил на японское сумасшествие собственную нравственность. Раньше все было наоборот, но при всем при этом Мураками остался для японцев своим.
Чем нравится Мураками русским? Постоянными описаниями современных японцев, которые жрут, пьют, совокупляются с проблемами и разговаривают.
Чем нравится Мураками всем? В большинстве произведений главный герой уж в который раз признает, что мужчины несправедливы по отношению к женщинам. За одно это Мураками следует дать Нобелевскую премию, если учесть, что женщины - основная читательская аудитория. Не думаю, что автор подлизывается - он такой уродился.

P.S. В "Норвежском лесе" вновь упоминается размер желудка (как и в "Стране чудес без тормозов") и колодец ( как и в "Заводной птице"). Фразу "тишина, как будто кинули в глубокий колодец камень" не понял совсем, ибо сразу же ассоциативно всплывает Пин из-за которого началась драка в Мории.

Ветка комментариев


Рецензия хороша. Согласна по поводу Мураками. Второсортный писатель. Сколько раз пыталась его читать - и понимала: пустая трата времени: "Норвежский лес" - сомнительная игра на душевных струнах посредственного читателя.


посредственного читателя

- что значит посредственный читатель?


Посредственный читатель - это я))
Люблю, знаете ли, подставлять свои душевные струны для сомнительной игры Мураками, да.

А вообще Норвежский лес, на мой взгляд, самое неудачное произведение автора, при этом, как ни странно, самое раскрученное. Поэтому у меня всегда вызывают легкое недоумение те, кому оно понравилось, и легкое раздражение, те, кому не понравилось, и кто по этим деревяшкам судит обо всем творчестве автора.


Мне кажется, что Мураками - автор определённого периода человека. Сейчас он от него в восторге, хотя может и не понимает ничерта, но Мураками попадает в струю настроения. Через несколько лет будет что-то вроде: "Господи, что я в нём нашла?!" Всё это я с себя 10-ти летней давности списала.)))


Ну, как-то странно вы обобщаете. Я уверена, что далеко не все, кому нравятся книги Мураками ни черта не понимают!


Судя по всему, речь шла о том, что Мураками - автор эмоциональный. Здесь я абсолютно согласен, чтобы оценить этого автора нужно видеть ценность в эмоциональном спектре. Либо самому им владеть


что-то я не поняла, чем владеть-то?
а так, вся художественная литература эмоциональна, где-то больше, где-то меньше, но тем не менее.


Эт понятно. Имеется в виду - что основное. Эмоции или разум. В соответствии с этим отдается предпочтение повествованию морально-эмоциональному или технологичному, построенному на взаимоотношениях


Не хотелось бы вызывать у вас "лёгкое раздражение". Лучше разозлитесь на меня как следует.

Мураками я пыталась читать. И не только это произведение.


А чего мне на вас злиться?
У меня и тени злобы не вызывает тот факт, что кому-то не нравится писатель, который нравится мне.
Я говорила о том, что считаю Лес откровенно неудачным произведением, и мнения людей, которые судят по нему обо всем творчестве автора, считаю необъективными. Только и всего.


Это значит читатель, на которого специально рассчитывают в процессе создания книжки. Читатель с ожидаемой поверхностной эмоциональной реакцией. Таков и Ремарк. Ну стоит ли мне говорить, что это сугубо моё мнение?


Гончаров, Пруст, Руссо, Брэдбери, Грин, Булгаков, Конан-Дойль


А вот это уже клевета :)
Я, глядя в глаза Мураками, вижу совершенно отчетливо, что человек пишет, потому что имеет такую потребность, а вовсе не специально на кого-то там рассчитывает.


Популярность, признание и деньги - это тоже потребность


Естественно, но тут вопрос, что при этом первично.
У Мураками, я думаю, первична потребность писать.


На этапе "Норвежского леса" не уверен. А если человек не пишет о деньгах, то это не значит, что он о них не думает. Напротив, часто он просто боится этой темы. Боится продемонстрировать свою глупость, наивность и т.д, ибо деньги - это не только сами деньги. Это характеристика мышления


Ну вот так человек на седьмом десятке и боится продемонстрировать наивность или глупость, вы думаете? В этом возрасте человек уже, по-моему, такой ерунды давно не боится, да и тема денег уже не особо актуальна.
Да и вообще, не такой он человек, который стремится заработать все деньги мира. У него совершенно другая гармония, по книгам же это очень заметно. Не зря же, так часто можно услышать "не понимаю, что все нашли в этом Мураками, там все только едят, пьют и занимаются сексом".


Написал же вам "на этапе Норвежского леса". 38 лет ему было. У Корейко это называлось "последним припадком молодости".
Стремится - не стремится об этом ничего не знаю. Не умеет - факт. Образ Мураками хорошо известен по этим инфантильным мужчинам среднего возраста, которые у него практически в каждом произведении. А людям как раз и нравится, что Мураками пишет о том, как едят, пьют и типа сексом занимаются. Я бы все это сексом не назвал. Это все хорошо, ибо сильно расширило круг читателей. К чему там стремился сам Мураками - уже дело десятое. Мы от него уже никуда не денемся. даже если кто-то считает его произведения попсой


Не так все плохо у него. Неудачное произведение, еще и раннее. И прочитал его слишком поздно. И оно обросло ненужной популярностью. Кстати, вообще не собирался его читать. Если бы не завалялся в бумаге. Своего рода вред книг