Больше рецензий

25 марта 2015 г. 10:03

21K

2

Одной из загадок современной японской прозы является то, что мы все это за каким-то читаем. Можно называть Мураками японцем, можно сетовать на его американистость, но факт остается фактом. Ибо касается это не только Мураками. Часто, заканчивая читать какую-то очередную цветастую японскую книжку, ловишь себя на мысли, что и не взял бы ее в руки, если бы автор не был выходцем из страны восходящего солнца. "Норвежский лес" тому не исключение, хотя, составив подборку книг Мураками, с удивлением обнаружил, что прочитал процентов 70 его произведений. Когда видишь на обложке японскую фамилию, то в голове что-то щелкает и начинаешь вчитываться в текст с особым вниманием.

"Норвежский лес" не что иное, как обыкновенный дамский романчик, отягощенный нелегкой жизнью японских студентов (студент не имеет права ночевать вне общежития. Даже СССР переплюнули) и обязательным присутствием дурдома. Последнее является необходимым атрибутом любого успешного произведения, это еще сестры Бронте понимали. Кроме сестер Бронте в книге присутствуют многочисленные аллюзии на разные другие произведения классиков, но забывчивый Мураками куда-то подевал ссылки и упоминания фамилий. Нет, сначала кажется, что это собственные досужие вымыслы,самому везде мерещатся другие произведения, но к моменту, где девушка пытается красную шапку приравнять к образу дамы с камелиями, появляется уверенность.

Причем текст, как всегда, выглядит типа умным, на самом деле им не являясь. Это добрый испытанный метод лести читателям. Если герои в течении всего повествования читают хорошие книги, то создается впечатление, что они и делают что-то значительное. Соответственно и тебе самому начинает казаться, что читаешь ты и сам что-то важное. Сюжет же по существу сводится к тому, что парнишка бегает меж двух ̶с̶и̶с̶е̶к̶ берез, периодически забегая в соседские заросли тростника. Все мы носимся всю жизнь в поисках сочной травы, которая называется женщинами, но он при этом еще и демонстративно страдает, чем очень напоминает ранимую русскую душу, да еще так ненавязчиво, что женская нога так и тянется его пожалеть. Мураками же нагнетает обстановку больным папой одной из девушек, дурдомом другой девушки, несчастной любовью третьей. Ну, вы знаете, что женщина без проблем - это мертвая женщина.

Тема бесконечная, поэтому подытожу.
Чем нравится Мураками японцам? Он сопоставил японское мировоззрение и свое собственное. Наложил на японское сумасшествие собственную нравственность. Раньше все было наоборот, но при всем при этом Мураками остался для японцев своим.
Чем нравится Мураками русским? Постоянными описаниями современных японцев, которые жрут, пьют, совокупляются с проблемами и разговаривают.
Чем нравится Мураками всем? В большинстве произведений главный герой уж в который раз признает, что мужчины несправедливы по отношению к женщинам. За одно это Мураками следует дать Нобелевскую премию, если учесть, что женщины - основная читательская аудитория. Не думаю, что автор подлизывается - он такой уродился.

P.S. В "Норвежском лесе" вновь упоминается размер желудка (как и в "Стране чудес без тормозов") и колодец ( как и в "Заводной птице"). Фразу "тишина, как будто кинули в глубокий колодец камень" не понял совсем, ибо сразу же ассоциативно всплывает Пин из-за которого началась драка в Мории.

1 2

Комментарии


но он при этом еще и демонстративно страдает, чем очень напоминает ранимую русскую душу


ага:)))))))))


Но ему приходится сдерживаться, чтобы не показаться соотечественникам нескромным, ибо для них писалось в первую очередь. Мураками следовало бы переделывать книги на экспорт. Как вторпродукт


имел бы бОльший успех...))


Применительно к России и так идеально. Есь, судя по всему


этим книга в первую очередь и не понравилась...


Даже оценка совпала. А о любви речи и не было, да. Она там есть. Руками. МуРуками


Так он на экспорт и делает, насколько я знаю) У себя на Родине его не то что бы жалуют.
Я прочла прилично у Мураками, но "Лес" стал последней каплей этих однотипных произведений и поставил точку.


На экспорт писать он получил возможность только после того, как получил признание на родном языке. Так, собственно, у всех за редким исключением. Конечно, это признание несравнимо с тем, что он имеет сейчас. С удовольствием читаю Мураками как развлекательную литературу. Вместе с Гришемом


Видимо, подрастерял он это признание :D Слышала очень негативные отзывы от знакомых японцев, мол, позорит нацию. И при поступлении в Японский языковой центр в графе "почему решили учить язык" очень призывали не писать, что из-за любви к Мураками :D


А, получит Мураками Нобелевскую премию и все заткнутся. Даже если не получит. Дважды выдвинутый на соискание - это уже не шутки. Пройдет время, оближут его, как русские Набокова и поставят памятник. Набокову в обнимку с Лолитой, а Мураками с девушками, делающими ему ручной секс в "Норвежском лесе"


в точку!

"тишина, как будто кинули в глубокий колодец камень"

а может перевод неверный? ну или имелось ввиду обратное?)
не читала Мура,но как-то одна звездила его книжками.
после ее звездопада, как-то тяги не испытываю к знакомству).


Перевод, да, скорее неточный. Там, скорее всего, имелось ввиду, что в колодец кинули камешек, а он такой глубокий, что не слышно, когда тот достиг дна


ну вот, а это уже имеет место быть и даже уже где-то приводилось...)


Везде, где речь заходит о колодце. Даже если это колодец души или женской души


не любите вы женщин)


Люблю. Каждый день. Да нет, это я хотел о другом написать, но подумал, что выйдет пошло


... разве то, что мы называем "душа", имеет пол?


Там про другое. А душа имеет пол, поскольку принадлежит тому, у кого он есть


сомнительное чтиво, согласна.


Мураками –хорошее развлекательное чтиво. Но не в этот раз. Даже фильм удалил


фильм ужасен и нелеп


Да, предполагаю до какой степени японцы могли развить тему дурдома. Хотя она в этом произведении совсем не основополагающая. Но налицо искушение


Что-то я на его рассказах и остановилась. Сборника три прочитала и романы наметила себе, даже "Кафку на пляже" начала, а потом и "Кафку.." бросила на трете пути, и Мураками.
И пошла в других японцев вчитываться.


Не самое неверное решение


Собираюсь, предложенный тобой в избе "Золотой храм" читать. Я у Мисимы "Исповедь маски" читала. Мне понравилась книга. Тогда как раз и задумала "Храм..." читать, но не получилось(


Более трудное чтение, но оно и к лучшему. Перечитал «Шум прибоя» и разочарован. Труднее всего далась «Жажда любви», там гг женщина


С женщинами всегда не просто))
А трудное чтение не нравится. Мне лёгкое порой труднее даётся)


Все относительно, конечно. Сейчас с трудом пробираюсь сквозь Бушкова


Насчёт относительно - это очень правильно.


Норвежский лес - первое произведение Мураками, которое я прочитала, и пока единственное.
Настолько не понравилось, что до сих пор не решаюсь прочесть у него что-то еще.
Герои весь роман либо умирают, либо сексом занимаются, больше я там ничего не увидела


Довольно неудачное, на мой взгляд. Хотя и раскрученное. И сексом то, чем они занимаются не назовешь. Когда–то мне понравился у него «Мой любимый спутник»


Видимо мне не повезло начать именно с этой книги.
Попробую как-нибудь «Мой любимый спутник»


Ну слава богу, я-то думала что одна такая, кроме самоубийств и эротики ничего так и не увидела в этом "произведении")


Одной из загадок современной японской прозы является то, что мы все это за каким-то читаем.

Неужели ищем проблемных девушек?))


Только не у Мураками. У него девушки либо списаны с него самого, либо мужиковатые феменистки


В единственной книге, которую я у него читала, проблемный сам герой. А девушки больше для фона.


Да, он у него стандартный во всех произведениях. Спутник мне понравился, потому что там главный герой - девушка


девушка-спутник?) Не читала и не собиралась, но заманчиво же:

По мнению самого Мураками, «Мой любимый sputnik» — одна из его «историй об аномальных вещах, происходящих с нормальными людьми»

У мураками понятие "аномалия" собственное


Хорошая рецензия.
Я вот уже очень давно терзаюсь сомнениями читать или не читать этого автора?
Вроде и любопытно, но и в то же время боюсь разочароваться.


Мураками пару раз уже был соискателем Нобелевской премии по литературе, поэтому теперь от него при всем желании даже недолюбливающие его японцы не открестятся. Он все равно останется японцем, даже если перекрасится, расширит глаза и примет ислам. То есть, другое гражданство. Так, например, мы считаем русским Набокова, у которого от русского только дерьмо


Плюсую по всем пунктам. И ведь действительно нравится он, и любят его, и читают. Как раз по этим причинам, что вы назвали.
Еще, мне кажется, привлекает в его произведениях сочетание обыденного и слегка мистического. Вроде бы не совсем уж фантастический сюжет (что может отпугнуть противников), и не совсем уж скучное повседеневное - оно разбавляется какими-то загадками типа колодца, т.е. легонький такой драйв. Что-то вроде происходит, а что непонятно. Поди разберись, пока не дочитаешь. Балансирует на грани - ни нашим, ни вашим. Привлекательно.


Да, это я выразил более примитивным слогом. Как смешение личности Мураками и японского. Мураками сам мистик, но менталитет заставляет его писать об обыденном. Очень удачное сочетание


Ясно )) Недопоняла.


Это я плохо объяснил. Стараюсь меньше писать, но все равно выходят простыни и приходится сокращать


Как хорошо, когда есть, что сказать. Не сокращайте, вас с удовольствием читают ))


Одним из наиболее запомнившихся впечатлений от "Норвежского леса" было недоумение по поводу причины самоубийства девушки. Как раз перед этим перечитала "Тени в раю" Ремарка - там оканчивает жизнь самоубийством, в частности, эмигрантка из гитлеровской Германии. Контраст, в особенности с точки зрения жизненного опыта одной и другой героини.


Причину искать бессмысленно. Более того, вредно. У девушки диагноз был, других причин и не нужно


Наложил на японское...


и это правда. он, Мураками, сознательно наложил на всё японское подражая западной литературе, и прежде всего американской. "американистость"? - да! и совсем не обязательно быть литературоведом, чтобы разглядеть в "Норвежском лесе" фицджеральдовскую "Ночь нежна", только у знаменитого американца все гораздо тоньше, глубже, трагичнее


Мураками больше напоминает мужчину, чем та дешевка, что размазала свои сопли на весь мир, написав ночь нежна о своем нижнем белье и белье своей жены. В нынешнее время фицджеральду было бы еще проще. Пошел бы в голубые. Это модно


В нынешнее время фицджеральду было бы еще проще

так не бывает, ибо каждому Фицджеральду - своё время

размазала свои сопли на весь мир, написав ночь нежна

я читала на языке оригинала, и уверяю вас, что это очень качественная литература

о своем нижнем белье и белье своей жены

литература, говорил Розанов, - это мои штаны, что хочу, то в них и делаю. вот и Фицджеральд наделал что захотел. нам ли его осуждать?!


Не "нам", а есть самые обычные мужские понятия. Фицджеральд - это баба. И литература здесь не при чем. Тем более - язык


есть самые обычные мужские понятия

это типа: он не пацан ))

Фицджеральд - это баба

да будь он хоть негром преклонных годов...

И литература здесь не при чем

как же так? он же писатель. книжки писал. и "Ночь нежна" - это самая настоящая литература. а вы говорите: не при чём


Потому что литература не может быть только литературой. "Пацан" более конкретное понятие, к писателям менее завышенные требования. По крайней мере к тем, что считаются классиками, а значит прошли испытания временем и обществом


"Пацан" более конкретное понятие, к писателям менее завышенные требования

что ещё за требования? не быть "бабой"? к писателям нет и не может быть никаких требований. каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить


Гы-гы. Коммерческая литература началась в америке именно с фицджеральда


Коммерческая литература

вас из дас? Марк Твен - это коммерческая литература? и что такое не коммерческая американская литература?


Это то, когда пишут не как душат, а так, как хотят обыватели. Фицджеральд всю свою жизнь притворялся. тематическими российскими аналогами его являются Робски и Минаев


Робски и Минаев - это плохая литература, невнятная, безъязыкая, шаблонная, но хорошо раскрученная, а следовательно успешно продаваемая ("коммерческая"). Фицджеральд писал "коммерческие" (плохие, шаблонные) рассказы - это правда. но, справедливости ради, должна заметить, что были среди них и исключения, например - рассказ "Богатый мальчик". что же касается романа "Ночь нежна", то здесь ни о какой "коммерческой" литературе не может быть и речи (роман не пользовался успехом у читателей). ещё раз повторю: "Ночь нежна" - это весьма качественная литература - стиль письма, разнообразие образов, характеры - всё впечатляет!


Коммерческое все, что описано в "Ночь нежна". Даже учитывая то, что часть переврано. Мальчик-проститутка вышел замуж за деньги, желание быть модным пересилило все. Робски и Минаев по крайней мере честны. Стиль и качество письма могут быть какими угодно. Если автор чмо, то остается только это


Стиль и качество письма могут быть какими угодно

в романе " Ночь нежна" "стиль и качество письма" - на высоте, что характеризует автора, как крепкого писателя-профессионала, в отличии от "честных", но очень плохо пишущих Робски-Минаевых. а "чмо" Фицджеральд, или не "чмо" - это уже вопрос вне литературной критики


Рецензия хороша. Согласна по поводу Мураками. Второсортный писатель. Сколько раз пыталась его читать - и понимала: пустая трата времени: "Норвежский лес" - сомнительная игра на душевных струнах посредственного читателя.


посредственного читателя

- что значит посредственный читатель?


Посредственный читатель - это я))
Люблю, знаете ли, подставлять свои душевные струны для сомнительной игры Мураками, да.

А вообще Норвежский лес, на мой взгляд, самое неудачное произведение автора, при этом, как ни странно, самое раскрученное. Поэтому у меня всегда вызывают легкое недоумение те, кому оно понравилось, и легкое раздражение, те, кому не понравилось, и кто по этим деревяшкам судит обо всем творчестве автора.


Мне кажется, что Мураками - автор определённого периода человека. Сейчас он от него в восторге, хотя может и не понимает ничерта, но Мураками попадает в струю настроения. Через несколько лет будет что-то вроде: "Господи, что я в нём нашла?!" Всё это я с себя 10-ти летней давности списала.)))


Ну, как-то странно вы обобщаете. Я уверена, что далеко не все, кому нравятся книги Мураками ни черта не понимают!


Судя по всему, речь шла о том, что Мураками - автор эмоциональный. Здесь я абсолютно согласен, чтобы оценить этого автора нужно видеть ценность в эмоциональном спектре. Либо самому им владеть


что-то я не поняла, чем владеть-то?
а так, вся художественная литература эмоциональна, где-то больше, где-то меньше, но тем не менее.


Эт понятно. Имеется в виду - что основное. Эмоции или разум. В соответствии с этим отдается предпочтение повествованию морально-эмоциональному или технологичному, построенному на взаимоотношениях


Не хотелось бы вызывать у вас "лёгкое раздражение". Лучше разозлитесь на меня как следует.

Мураками я пыталась читать. И не только это произведение.


А чего мне на вас злиться?
У меня и тени злобы не вызывает тот факт, что кому-то не нравится писатель, который нравится мне.
Я говорила о том, что считаю Лес откровенно неудачным произведением, и мнения людей, которые судят по нему обо всем творчестве автора, считаю необъективными. Только и всего.


Это значит читатель, на которого специально рассчитывают в процессе создания книжки. Читатель с ожидаемой поверхностной эмоциональной реакцией. Таков и Ремарк. Ну стоит ли мне говорить, что это сугубо моё мнение?


Гончаров, Пруст, Руссо, Брэдбери, Грин, Булгаков, Конан-Дойль


А вот это уже клевета :)
Я, глядя в глаза Мураками, вижу совершенно отчетливо, что человек пишет, потому что имеет такую потребность, а вовсе не специально на кого-то там рассчитывает.


Популярность, признание и деньги - это тоже потребность


Естественно, но тут вопрос, что при этом первично.
У Мураками, я думаю, первична потребность писать.


На этапе "Норвежского леса" не уверен. А если человек не пишет о деньгах, то это не значит, что он о них не думает. Напротив, часто он просто боится этой темы. Боится продемонстрировать свою глупость, наивность и т.д, ибо деньги - это не только сами деньги. Это характеристика мышления


Ну вот так человек на седьмом десятке и боится продемонстрировать наивность или глупость, вы думаете? В этом возрасте человек уже, по-моему, такой ерунды давно не боится, да и тема денег уже не особо актуальна.
Да и вообще, не такой он человек, который стремится заработать все деньги мира. У него совершенно другая гармония, по книгам же это очень заметно. Не зря же, так часто можно услышать "не понимаю, что все нашли в этом Мураками, там все только едят, пьют и занимаются сексом".


Написал же вам "на этапе Норвежского леса". 38 лет ему было. У Корейко это называлось "последним припадком молодости".
Стремится - не стремится об этом ничего не знаю. Не умеет - факт. Образ Мураками хорошо известен по этим инфантильным мужчинам среднего возраста, которые у него практически в каждом произведении. А людям как раз и нравится, что Мураками пишет о том, как едят, пьют и типа сексом занимаются. Я бы все это сексом не назвал. Это все хорошо, ибо сильно расширило круг читателей. К чему там стремился сам Мураками - уже дело десятое. Мы от него уже никуда не денемся. даже если кто-то считает его произведения попсой


Не так все плохо у него. Неудачное произведение, еще и раннее. И прочитал его слишком поздно. И оно обросло ненужной популярностью. Кстати, вообще не собирался его читать. Если бы не завалялся в бумаге. Своего рода вред книг

1 2