Больше рецензий

zzzloba

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2015 г. 01:46

92

4.5

"О чем я мечтаю сейчас? Я надеюсь дожить до того момента, когда мы приземлимся на Марсе. Я бы с удовольствием стал первым покойником на Марсе. Мой прах можно было бы поместить в какую-нибудь впадину на планете и назвать ее в честь меня".

Марсианские хроники - произведение, которое нельзя оценивать без восприятия фигуры автора. Рэй Брэдбери, один из выдающихся писателей 20 века, вовсе не был фантастом, как это принято считать. Несмотря на то, что Брэдбери прожил почти 100 лет, всю свою жизнь он оставался ребенком, романтиком в мире бесконечных войн и удушающего потребительского цинизма. Писатель, фантазия которого отправляла читателей в путешествия во времени и пространстве, в реальной жизни боялся самолетов и автомобилей. И конечно, как человек с тонкой душевной архитектурой, он не мог не испытывать тревоги за судьбу родной планеты и ее прекрасный, но очень хрупкий мир. Брэдбери считал своим долгом выразить ужасы своего времени, запечатлеть страхи человека самого кровавого века в истории. Так родился его знаменитый сборник рассказов, а позже полноценный роман-сказка - "Марсианские хроники".

Дальше...


Удивительно, что искуственно составленный из кусочков рассказов-паззлов роман, имеет идеально выстроенную структуру. Он начинается с надежды, превращающей падающий снег в капли горячего дождя ("Ракетное лето"), постепенно доводит читателя до чувства полной безысходности и одиночества ("Долгие годы" и "Будет ласковый дождь") и заканчивается мощным импульсом всё той же надежды на новый мир, построенный с нуля на фундаменте любви и понимания ("Каникулы на Марсе"). Конечно, в 1950 году Брэдбери уже знал, что никакой жизни на Марсе нет и, скорее всего, быть не может. Но Марс для него - это не чудесный фантастический мир где-то в космосе, а зеркало родной планеты, в котором отчетливо видны все недостатки нашей современной цивилизации. Брэдбери не интересует социально-политическое устройство Марса, его интересует Человек. Неудачи первых экспедиций на Марс служат как будто предупреждением человечеству, которому оно не внемлет. В итоге уже после 3 экспедиции марсиане практически исчезают с планеты и встречаются ещё лишь в паре рассказов. Землянам не пришлось даже вести захватнические войны, чтобы превратить прекрасную планету с собственной культурой в бескрайнюю пустыню с мертвыми городами. Достаточно было просто прилететь.

картинка zzzloba

Одной из ведущих сил романа является сатира, которая проявляется уже в первых главах. Брэдбери насмехается над нашими стереотипами в построении семьи ("Илла"), слепой верой в красивые научные термины ("Земляне"), отношением к культуре и красоте мира (одна из центральных глав романа - "И по-прежнему лучами серебрит простор луна…"), безжалостно высмеивает стремление к саморазрушению, потребительство, цензуру и расизм. Не случайно среди всех марсиан искренне обрадовались прибытию землян только сумасшедшие. "У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное", - говорит один из основных персонажей романа, и относится это не только к уникальной культуре марсиан. Мы можем построить такой же прекрасный мир, как на Марсе, но пора перестать воевать и сталкивать лбами науку, искусство и религию. Смысл жизни заключается в самой жизни, в любви к миру, природе, и даже среди землян есть те, кто понимает эту простую истину. Брэдбери рисует мрачную картину будущего, но не теряет надежду.

"Каково это, спрашивал он себя, жить на планете с женой и тремя детьми — и вдруг они умирают, оставляя тебя наедине с ветром и безмолвием? Как поступит в таком положении человек? Он похоронит умерших на кладбище, поставит кресты, потом придет в мастерскую и, призвав на помощь силу ума и памяти, сноровку рук и изобретательность, соберет, частица за частицей, то, что стало затем его женой, сыном, дочерьми."

Другой важной темой является тема контакта человечества с инопланетной цивилизацией. Марсиане описаны так, что кажется, проблем не будет. Внешне они похоже устроены, с ними даже можно разговаривать. Но почему-то в каких бы условиях не произошла встреча, контакт оказавается фатально невозможным. "Город мертв", - говорит землянин; "Город жив!", - возражает марсианин, и они никогда не смогут понять друг друга, как Восток и Запад в знаменитом выражении Киплинга.

Несмотря на это, в нас все-таки есть что-то от марсиан. Наше воображение способно выстраивать прекрасные города по нескольким фразам в небольшой книге, мы можем чувствовать таинственную красоту мертвых морей и винных деревьев и даже в самых мрачных сюжетах найти место поэзии и созерцанию. Так же, как и марсиане, мы иногда подолгу размышляем, глядя на небо, и задаем себе тот же вопрос - одиноки ли мы во вселенной? Несмотря на все страхи, в нас есть что-то от Брэдбери.

Лучшим рассказом цикла "Марсианских хроник", безусловно, является "Будет ласковый дождь". Чтобы познать весь ужас войны, необязательно изображать горящие города и горы трупов. Для этого достаточно всего одного дня мирной жизни, в которой не будет ни одного человека, достаточно одного дома, в котором не будет души. Потеря сути, бессмысленность продолжения жизни - вот это реально страшно. Так мог написать только гениальный писатель.

Кто-то скажет, что пророчества Брэдбери не сбылись, Земля по-прежнему на месте, и никому неизвестно, сколько ещё времени пройдет, прежде чем человечество ступит на поверхность Красной планеты. А кто-то скажет, что он был одним из тех, кто силой своего поэтического слова спас нашу планету от тотального разрушения. Рэй Дуглас Бредбэри был необыкновенным писателем. Он был первым на Марсе.

Он и есть марсианин.

Комментарии


Я не знаю как выразить свое удовольствие от прочтения рецензии на одну из моих любимых книг. Рецензия великолепна!


Просто я очень люблю Брэдбери, поэтому получилось так хорошо)


И я его обожаю. Всегда читаю его медленно, чтобы пропустить каждое слово сквозь себя)