Больше рецензий

ohrenetitelno

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 января 2015 г. 12:58

641

5

Прочёл я в своё время этот роман и благополучно забыл его. Однако, поскольку роман знаковый, культовый и идеологически мейнстримный, счёл необходимым перечитать его, чтобы иметь возможность при случае ввернуть что-нибудь.
Писать отзыв о классическом произведении - дело абсолютно графоманское. Ничего сколько-нибудь оригинального написать невозможно и лучше потратить время на ознакомление с работами специалистов. Настоящий текст представляет собой основные тезисы рецензии, которую я, когда-нибудь напишу (вру, конечно).

«С художественной стороны» роман плохой.
Набоков назвал Достоевского детективщиком (определение, которое меня поначалу шокировало), но в «Бесах» автор даже не справляется с задачей поддержания интриги, не говоря уж о полном отсутствии юмора. Фамилия Флибустьеров, в качестве катализатора помешательства Лемке – это уже просто профессиональная беспомощность.
Набоков, наверное, благосклонно отметил бы сравнение сада с сырым подвалом и волосатую руку Шатова.

Но оказывается, что Достоевский и не собирался писать хорошую литературу:
«На вещь, которую я теперь пишу в „Русский вестник“, я сильно надеюсь, но не с художественной, а тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы при этом пострадала. Но меня увлекает накопившееся в уме и сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь».
Из письма Ф.М. Николаю Страхову

Ещё до того, как я наткнулся на эту цитату, я сформулировал для себя, что Достоевский в этом романе пожертвовал собой, как писателем, ради …

Ладно, ведь в конце концов: «Tous les genres sont bons, hors le genre ennuyeux.»
Voltaire и
"Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным …"
А. С. Пушкин

Но ведь и памфлет не получился. Получилось длинное, унылое и часто нечленораздельное ругательство. Это даже хуже, чем у таких одиозных представителей позднего соцреализма, как В. Кочетов и И. Шевцов. (Наверняка у них были и не менее «яркие» предшественники, которых я счастью/сожалению не знаю). Но тех хотя бы интересно было читать из-за злободневности. Впрочем, конечно, и современники Достоевского наверняка лучше понимали все намёки автора и роман также «цеплял» их своей актуальностью.

С «тенденциозной стороны» возможно выделить две составляющие: очернительскую и провидческую.
В первой Достоевский использует своё традиционное оружие – переход на личности, т.е. критикуется не сущность идеологии, а её якобы носители. Адепт ненавистной идеологии описывается, как невесть откуда взявшееся исчадие ада, последний/первый идиот и мерзавец, сладострастно декламирующий человеконенавистнические монологи, выдаваемые автором за квинтэссенцию ненавистного учения. Например, бредовый монолог Верховенского в главе ... или обоснование Раскольниковым необходимости лущения старушек.
В монологе Верховенского вообще-то можно найти, что-то рациональное об особенностях психологии/менталитета русского народа, позволяющих всяким подонкам успешно манипулировать им. Остаётся, однако непонятным, в чём же собственно состоит различие между идеями Верховенского и тогдашней Россией с населением уже и без того достаточно, резко, и прежде всего в смысле менталитета/психологии, поделённым на рабов и хозяев. В этой связи претензии охранителя Достоевского к разрушителям «социалистам» кажутся совершенно невразумительными.
Позиция Достоевского, как оголтелого дёгтемаза того, что при советской власти называлось революционно-демократическим движением, просто нечестная. Ведь в молодости он и сам в нём участвовал, причём в одной из самых радикальных ветвей. Но в отличие от «героев» своего романа его белого и пушистого видите ли ввели в заблуждение «говнюки вроде букашки навозной Белинского». (кстати замечательный пример уровня аргументации Достоевского). Для других же нет и не может быть никаких оправданий.
Короче говоря, вместо памфлета получился пасквиль.

Памфлет, англ., вид политической литературы, брошюра или статья резко обличительного содержания; от пасквиля отличается тем, что касается не личной жизни, а общественной деятельности данного лица. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 1907—1909

Интересно, было бы и самого Достоевского препарировать (и как личность и как автора), тем же манером как и он своих персонажей, тем более, что он сам нас это провоцирует: возраст Степана Трофимовича Верховенского, перековывающегося в романе из жалкого либерала в патетического православного патриота, 50 лет – столько же сколько и самому Достоевскому во время написания романа. Фёдор Достоевский прошедший каторгу и Федька-каторжник!? Возможные признаки эпилепсии у Кирилова...

НО! НО! НО! Всё вышесказанное не умаляет достоинств Достоевского как гениального футуролога, или попросту говоря пророка!
Возможно он был первым, осознавшим приближение смерти Бога. И считал, что это будет не естественная смерть, а убийство. Он остро чувствовал, что западная/христианская цивилизация с присущими ей гуманистическими ценностями не сможет существовать без идеи бога («Si Dieu n 'existaitpas, ilfaudrait I'inventer.» )
«Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище... вот что!.. Дорогие там лежат покойники, каждый камень под ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни, и плакать над ними, — в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более».
Это стало его навязчивой идеей, но это ведь и обязательное условие превращения обыкновенного человека в пророка. (К тому же ещё и «священная болезнь».) Но участь настоящего пророка всегда трагична: явившееся откровение лежит вне обыденной логики окружающего и следовательно не может быть доказано. Пророку остаётся только кричать («И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей»). В цивилизованном и просвещённом 19 веке это значит писать. Достоевский вопит своими романами: «Не убивайте Бога. Убив Бога, вы убьёте и Человека! Вам, что, мало распятого Христа!?». Но слышим ли мы его? Боюсь, что в его произведениях большинство видит примерно то же, что и европеец, впервые наблюдающий за камланием самоедского шамана или трансом африканского колдуна – не смысл, но экзотику, т.е. так называемое глубокое проникновение в болезненную психику и т.д. и т.п.

Теперешняя канонизация «Бесов» в особо извращённой форме: идея, овладевшая массами, становится пошлостью. "Бесы" - всего лишь пошлый пасквиль!? Так Вы Фёдор Михайлович, разве не этого самого и хотели?
..........................................
«Что у них: старчество, золотая средина, самая мещанская, подлая бездарность, завистливое равенство, равенство без собственного достоинства, равенство, как сознает его лакей или как сознавал француз девяносто третьего года…»
Достоевский «Бесы» 1871 год

Через 15 лет Ницше ставит тот-же диагноз:
«которые называют себя социалистами и хотят «свободного общества» … сходятся с ними в глубокой и инстинктивной враждебности ко всякой иной форме общества, кроме автономного стада …
Мы же, люди иной веры, – мы, которые видим в демократическом движении не только форму упадка политической организации, но и форму упадка, именно, форму измельчания человека, как низведение его на степень посредственности и понижение его ценности»»
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» Фридрих Ницше.1886

И Достоевский и Ницше они оба не могут смириться с гибелью человечества.
Но логика не способна указать выход. (Теперь-то мы и сами убедились, что его нет и не могло быть.)
… смысл пророчества становится понятным только после того, как оно свершилось. ("Раньше считалось парадоксом - теперь доказано")
Шатов Кирилов и Верховенский – три alter ego автора - погибают. Т.е. Достоевский на самом деле не видит никакого выхода?

Ницше вымучивает идею бого/сверхчеловека, а Достоевский - аж целого сверхнарода: русского народа богоносца.
Но ещё до этого Достоевский объявляет вариант сверхчеловека без метафизической идеи тупиковым – самоубийство Ставрогина.
Но и у народа, описанного в романе, никаких задатков богоносности не наблюдается.

Ещё есть вариант Кирилова: "Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую [т.е. убить Бога. П.М.]. Я начну, и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей и в следующем же поколении переродит физически; ибо в теперешнем физическом виде, сколько я думал, нельзя быть человеку без прежнего бога никак."
И вот этот рецепт похоже сработал. Новый вид homo virtualis, который живёт в искусственной, и даже более того, в виртуальной среде, им самим и созданной, и в этом смысле сам является богом. Вот и разрешение парадокса. И конец истории вида homo sapiens.

Уф-ф-ф-ф!

P.S. Ах да, чуть не забыл! Стояние шпигулинских перед домом губернатора –> 9-е января 1905 года
Уход Верховенского -> уход Толстого из Ясной поляны

Список рекомендуемой литературы.
1.
2. и всё остальное этого автора.

Комментарии


Я в неприличном восторге от этой работы (рецензии)! Уношу в избранное, буду перечитывать.


Спасибо! Похоже двухмесячное забанивание пошло мне на пользу.


Исправились что ли?))


С пользой использовал время, которое до этого растрачивал на хулиганство на ЛЛ.


Мне кажется немножко не справедливо критиковать ФМ не высказав свою позицию в отношении природы власти. ФМ на момент написания был монархистом и проблема теодицеи для него была разрешена посредством принятия монархии как держателя небесного мандата. И оценивать этот необходимо только при наличии у критика позиции в отношении природы власти и возможности построения справедливого общества на этой планете и как следствие ответа на вопрос оправдывает ли цель средства.


Спасибо за комментарий. Боюсь, что он слишком серьёзен для моей "рецензии". Мой текст всего лишь дилетантская фантазия на тему, узко ограниченную текстом романа.


Да ладно Вам скромничать. Прекрасная рецензия. Просто есть несколько колкостей в отношении ФМ которые вызывают недопонимания. Ещё например идея богочеловечества которую вы ему приписали. Достоевский все таки стоял на православных позициях в части сотериологии, хотя идеи Соловьёва может ему и были бы интересны, но в тех же братьях Карамазовых он все таки утверждает о личном спасении посредством синергии с богом, а не как об эволюционном достижении богочеловечества, идеи так любимой русскими космистами.


Соглашусь с Вами, что кольнул "народа богоносца" не вполне корректно.


Еще раз перечитала рецензию.
Когда я читала Бесов, у меня сложилось впечатление, что это некое самобичевание. Мол, я сейчас вам расскажу, что это, расскажу как человек опытный, бывший в теме, но раскаявшийся. Мне самому писать об этом неприятно, все равно как если бы я написал, как совершил дурной поступок, писать мне противно, но я принесу эту жертву, обнажу свои заблуждения и напишу, несмотря на то, что сам сюжет не захватывающий. Во благо человечества буду пророчествовать, но толку от этого все равно не будет. Некая фатальность, что ли.


Мне кажется что в "Бесах" присутствует не столько мотив самоосуждения, сколько самооправдания. Вот, посмотрите какой я безобидный и чудаковатый путаник, немного заблудился, но потом встал на правильный путь. А вот все остальные которые "замарались" социализмом - неисправимые отъявленные мерзавцы, от которых я отрекаюсь.
Что касается пророчества, то пророк считает, что он "исполнен волей Божией" и не его дело рассуждать будет ли от его пророчества толк. В этом смысле да - фатализм. Трагедия Достоевского в том , что он понимал но не признавал саморазрушительный характер человеческого прогресса.
Всё вышесказанное ИМХО.


Если признавать саморазрушительный характер прогресса разве трагедия от этого уменьшится или появится надежда? Кому под силу признать? Если признаешь - обязан действовать. Хотя, он же считал пророком себя - может быть, написание Бесов и есть то действие, на которое он решился? Тоже ведь поступок. Не каждый разложит темное прошлое по полочкам на обозрение, даже если это самооправдание. Хотя, у него удовольствие от унижения.
А вот мне любопытно - "Бесы" случайно не заказное произведение?


Не уверен, в правильности формулировки "решиться на поступок" в отношении Достоевского. Он просто без всяких рефлексий делал то, чего не мог не делать. Тут у меня возникает кощунственный вопрос, а пошёл бы он за это на казнь? Второй-то раз.
Думаю, что если бы Бесы были заказным произведением, то Достоевский написал бы гораздо качественнее. Так плохо можно писать только искренне. Посмотрите вот это. Очень обстоятельный разбор. Не сравнить с моим.


Я думаю, что не пошел бы, совершенно точно. Ни ради чего не пошел бы.
А у меня другой вопрос. Почему в советское время не узрели ничего предосудительного в Бесах?


Как это не узрели!?
Посмотрите первую ссылку моего текста.


Сори. От этого ваша рецензия приобретает еще большую ценность))
Все равно. Хоть вы там и указали две даты 58 и 74 (могу ошибиться, но где-то рядом) - это все таки странно, что реабилитировали.. Расслабились. Вот поэтому роман в сознание людей проник и исполнил свою миссию. Постфактум.


роман в сознание людей проник


Возглавляя партии и классы,
лидеры вовек не брали в толк,
что идея, брошенная в массы -
это девка, брошенная в полк


.
Кто-то Вас unлайкнул. Это было не я.


По ЭТОЙ ссылке открывается хулиганство какое-то.


Не большее, чем обсуждаемый роман.


Посмотрел и другие его рецензии . Очень здорово! Я уже потерял надежду встретить такой уровень на ЛЛ. Но похоже, что такие на ЛЛ не приживаются.


Интересно, спасибо.


Если признавать саморазрушительный характер прогресса разве трагедия от этого уменьшится


хочется, вслед за Бетховеном, воскликнуть: «Жизнь есть трагедия. Ура!»

С возвращением! Рад Вас видеть!


Ох, спасибо! Взаимно!
Очень рекомендую автора второй ссылки в списке рекомендованной литературы.
К сожалению подобное не имеет никаких шансов попасть на главную страницу.
"Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь ЛЛ в душе моей
"
Позвольте рекомендовать Вам также вашего коллегу по поэтическому цеху.


Люблю только ранние произведения Достоевского. Более поздние слишком сумбурно многоречивы. Впрочем, резонерство- одно из следствий эпилепсии.


Поздравляю с айлбибэком!)


А я тебя!


А все же считал и считаю, что роман очень хорош именно с художественной стороны:) Вот какого персонажа не вспомни - всяк мгновенно как живой вспоминается!


Всё познаётся в сравнении. Я думаю, что хорошим тестом на литературное качество текста является удовольствие при повторном и далее его прочтении. Например, "Мёртвые души" я могу перечитывать многократно. При повторном прочтении "Бесы" оказались, ещё более безвкусными, чем при первом.
Во второй ссылке "Списка рекомендуемой литературы" имеется весьма подробный анализ романа. Очень рекомендую.


Ну, "Бесы" я перечитывал поменьше чем "Мертвые души", но очень часто:)


Боюсь, что на третий раз у меня уже времени нет :) Или :(


Федор Достоевский - На коронацию и заключение мира

Умолкла грозная война!
Конец борьбе ожесточенной!..
На вызов дерзкой и надменной,
В святыне чувств оскорблена,
Восстала Русь, дрожа от гнева,
На бой с отчаянным врагом
И плод кровавого посева
Пожала доблестным мечом.
Утучнив кровию святою
В честном бою свои поля,
С Европой мир, добытый с боя,
Встречает русская земля.

Эпоха новая пред нами.
Надежды сладостной заря
Восходит ярко пред очами…
Благослови, господь, царя!
Идет наш царь на подвиг трудный
Стезей тернистой и крутой;
На труд упорный, отдых скудный,
На подвиг доблести святой,
Как тот гигант самодержавный,
Что жил в работе и трудах,
И, сын царей, великий, славный,
Носил мозоли на руках!

Грозой очистилась держава,
Бедой скрепилися сердца,
И дорога родная слава
Тому, кто верен до конца.
Царю вослед вся Русь с любовью
И с теплой верою пойдет
И с почвы, утучненной кровью,
Златую жатву соберет.
Не русской тот, кто, путь неправый
В сей час торжественный избрав,
Как раб ленивый и лукавый,
Пойдет, святыни не поняв.

Идет наш царь принять корону…
Молитву чистую творя,
Взывают русских миллионы:
Благослови, господь, царя!
О ты, кто мгновеньем воли
Даруешь смерть или живишь,
Хранишь царей и в бедном поле
Былинку нежную хранишь:
Созижди в нем дух бодр и ясен,
Духовной силой в нем живи,
Созижди труд его прекрасен
И в путь святой благослови!

К тебе, источник всепрощенья,
Источник кротости святой,
Восходят русские моленья:
Храни любовь в земле родной!
К тебе, любивший без ответа
Самих мучителей своих,
Кто обливал лучами света
Богохулителей слепых,
К тебе, наш царь в венце терновом,
Кто за убийц своих молил
И на кресте, последним словом,
Благословил, любил, простил!

Своею жизнию и кровью
Царю заслужим своему;
Исполни ж светом и любовью
Россию, верную ему!
Не накажи нас слепотою,
Дай ум, чтоб видеть и понять
И с верой чистой и живою
Небес избранника принять!
Храни от грустного сомненья,
Слепому разум просвети
И в день великий обновленья
Нам путь грядущий освети!

1856


Вторая ссылка не открывается :(


В цивилизованном и просвещённом 19 веке это значит писать. Достоевский вопит своими романами: «Не убивайте Бога. Убив Бога, вы убьёте и Человека!


Вы имеете в виду, что, лишившись религии, человечество неизбежно вымрет?


Я бы сказал, что вымрет, лишившись веры в бессмертие, как отдельного человека, так и человечества в целом.


Вполне вероятно. Хотя, подозреваю, механизм существенно проще. И касается любой жизни, если она где-нибудь еще существует/ существовала или будет существовать.
Как только жизнь понимает, как происходит размножение и как это размножение (свое личное) контролировать - это конец. Дальше существо становится чуть практичнее, откладывает воспроизводство на все более и более поздние сроки (чтобы потомку было легче), и приходит либо к все меньшему числу потомков на единицу, либо вообще к мысли - а зачем оно мне вообще надо. Сейчас это можем наблюдать под микроскопом на примере развитых стран (и, как ни странно, РФ).


Боюсь, что в данном случае дело уже не в вере или неверии в бессмертие, а в отсутствии такой идеи вообще.