19 ноября 2014 г. 14:20

397

4

О названии, в качестве вступления:
«Очень сложно остаться в тишине. Тишина ведь – это отсутствие раздражителей, а не какой-то определённый звук. То есть для неё нужно добиться не присутствия чего-то, а отсутствия. Вот если бы изобрели тишину, которую можно поставить на полную громкость, оглушающую тишину, убивающую помехи, эти заполнители пространства.
Словно когда живёшь в квартире своего деда, в которой ищешь уединения, чтобы написать симфонию, которую слышишь каждый день в голове,
а твой дед садится напротив и часами, не останавливаясь, монотонно пересказывает факты собственной жизни, которые ты давно знаешь, но не можешь уйти, сказать ему «остановись», сидишь и слушаешь, а твоя симфония от тебя уходит».
Роман читается за раз, от него невозможно оторваться – нужно сесть и прочитать до конца, благо небольшой объём позволяет. Хотя этот небольшой объём даже не даёт мне со спокойной совестью называть «Тишину» романом и заставляет постоянно спотыкаться на этом слове. Но – роман, безусловно.
Главная тема «Тишины» – это любовь. Роман начинается с того, что герой влюбляется, и на протяжении всей книги любовь говорит в нём, живёт и растёт. «Тишина на полную громкость» – это, по сути, анатомия чувства. Автор очень психологически точно описывает, что происходит в душе человека, когда он влюбляется, как меняется его жизнь. «Нельзя жалеть о свалившемся на тебя водопаде любви, даже если он обрушивает всё остальное в твоей жизни».
А ещё роман невероятно смешной: герой очень меток и остёр в оценках ситуаций и других людей, причём к себе он тоже особого снисхождения не испытывает, и самоиронии у него предостаточно.
«И вот, как обычно за праздничным столом, я подвергся самой древней пытке, известной человечеству, – пытке вопросами от родственников.
– Ну что там слышно? Когда ждать пополнения? Или так и помрём, с внуками не понянчившись?»
В романе большое внимание уделяется звуку: главный герой – звукорежиссёр, звук – важнейшая часть его жизни и мировоззрения. Так, например, он предпочитает молчать – не потому, что ему нечего сказать или он стесняется, а потому что не хочет умножать хаос и шум мира, да и, признаться, говорить некому. Звучащее слово, музыка, восприятие звука, скорость звука, частота, герцы, ноты и множество технических, малопонятных стороннему человеку тонкостей – это значительный пласт романа, в который вплавляются очень умные мысли и очень жизненные замечания о мире, людях, Боге.
Роман написан от первого лица, но это ничуть его не портит: герой настолько органичен и целен, что ему веришь от первого до последнего слова, и удивляешься, неужели автор пишет не о себе, да не может быть!
Но несмотря на всё это «Тишина на полную громкость» – вещь очень грустная, и если первая половина романа светла и весела, то, начиная с середины, становится всё печальнее, и к концу, когда автор плавно переходит к потоку сознания, развязки ждёшь уже с какой-то невыносимостью.
«Большинство любовных историй заканчиваются горечью, но для чего-то ведь они нужны и существуют. И остаётся со мной, во мне, моя скрытая, моя невыраженная, тайная, смешная, грустная, грешная, святая, щемящая, радостная, громкая, нежная, рокочущая, высокая, белая, растянутая, бесцельная, бестолковая, богатая, заслуженная, одинокая, заброшенная, конкретная, выдуманная, значительная, вечная, грубая, юная, обманчивая, бесхитростная, тяжёлая, христианская моя любовь».
Можно было бы сказать, что этим романом автор показывает нам, насколько слеп каждый любящий, в каком иллюзорном мире он живёт, через какое кривое зеркало видит мир, а можно ничего не придумывать: роман хорош и так, сам по себе. В общем, я очень рекомендую его влюблённым и просто тем, кто хочет почитать хорошей современной русской прозы, лёгкой, но без стёба, умной, но без занудства, реалистичной, но без бомжей, ублюдков и наркоманов.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!