Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2014 г. 00:02

911

5

Писать отзыв на "Черного Принца"? Шутка ли… Придется ведь не досыпать недели, как минимум, две или три, чтобы найти время для всех мыслей, посетивших мою несуразную голову. Мало того, их уловить. Мысли — они ведь, словно осы, то налетят целым роем с угрозой свалить насмерть (как минимум, довести до реанимации), то прожужжит одна где-то поблизости, но стоит лишь затаиться не двигаясь, чтобы ее быстро поймать и убить – жужжалки и след простыл.

Вместо отзыва (т.е. всего того, что лично я думаю по поводу "Черного Принца"), предлагаю устроить здесь обсуждение. Может быть, этим нарушу формат уважаемого лайвлиба, где рецензиям есть свое место, а обсуждениям — иное, надеюсь, мне простят. Я тут составила список вопросов, на которые приглашаю ответить — и френдов, подхвативших мою недавнюю инициативу коллективного прочтения (спасибо вам, Godefrua , Anais-Anais , Wala ), и всех остальных (желающих), читавших когда-либо "Черного Принца". Не могу пригласить тех, кто его пока не читал (извините, но даже в вопросах тут будут кое-какие спойлеры).

Только давайте, по-честному, не гугля, не подглядывая у критиков, или, у тех, кто уже написал свою рецу на ЧП, пусть каждый желающий выскажет свое мнение — независимое и незаимствованное.

Вопросы для обсуждения ниже, вне очередности, в куче (даже нумеровать не буду, дабы не вводить кого-либо в соблазн кратко ответить под цифрами. Хотите – отвечайте на все вопросы, хотите — выборочно (хотя бы даже на какой-то один). Хотите – предлагайте свои вопросы (у тех, что читает и ценит Мердок, вопросов, как правило, всегда больше, чем ответов).

Итак, поехали…

Дальше...

Как вы думаете, почему роман называется "Черный Принц"?

Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?

За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)

Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?

Titian+Marsyas.jpg
Эта иллюстрация здесь – не случайна. Но пока я не только ли воздержусь от своих комментариев по ее поводу, а даже не озвучу название картины и ее автора. Знатоки искусства и так узнают. Знатоки мифологии узнают сюжет. Знатоки Мердок и без меня знают.

Мои ответы на все вопросы, возможно, прозвучат где-нибудь в комментариях. Хотя я честно постараюсь не отвечать на вопросы (лишь на комментарии, если будут), а написать-таки "отзыв" в формате ответов — потом.

Ветка комментариев


Вы даже не представляете, насколько близко подошли к "ключу". Давайте разберемся с Черным Эротом для начала. Кто он? Что он?


Мне казалось, что Черный Эрот - это мистическое, таинственное начало, божество, которое вселяется в человека (или осеняет чем-то своим), после чего человек уже не может быть прежним. Это дикая, хтоническая сила.


Да, но ведь это явление на чем-то, на ком-то основано. Если вы знаете, на ком - вот вам и ключ.


Нет, не знаю, по мне - это нечто архетипическое, соединение Эроса с Танатосом. (


Близко, близко. Может, вспомните, кого из богов навещал Эрос? Он, конечно, кого только ни навещал, но...


Мне в голову приходит Психея, как одна из наиболее "пострадавших", но как-то не в тему...


Не то.


Я тоже думаю)) Но отвечу после Нади.


Да вы не стесняйтесь. Мы ж не устраиваем соревнований. Я вон честно про себя написала - не додумалась.


Я не из-за соревнований. Это ее ответы и ее право додуматься первой)) Тем более, ее подход более зрящий, так скажем.


А если у Нади закончатся ее варианты прежде, чем она или я озвучим ответ? :)


Афродита, Приап... думаю еще


Ну вот, ответ озвучен, приз вручается Наде. ))


Кто же, не вижу, какой правильный?


Аполлон, он же Феб Локсий.


Ура!


Я теперь соображаю про Принца с призмы Аполлона... Ну что за человек Айрис Мердок!? У не что, в каждом романе такое тройное дно?)) Одно с Шекспиром, другое с античностью...


С античностью больше, чем с Шекспиром. Романов с "античным" дном, в смысле, у нее больше. Это объясняется ее образованием (философия и классические языки). Увлечение Шекспиром у нее пошло где-то в начале 60-х, самые сильные ассоциации с ним в ее романах "Черный принц", "Море, море" и "Честный проигрыш".


Век живи, век учись.
Спасибо вам огромное за такое познавательное общение. Просто в восторге.))


Да ладно вам. :) Я про Аполлона-Локсия я отдельно потом напишу. Оно того стоит.


Жду с нетерпением!