Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2014 г. 00:02

911

5

Писать отзыв на "Черного Принца"? Шутка ли… Придется ведь не досыпать недели, как минимум, две или три, чтобы найти время для всех мыслей, посетивших мою несуразную голову. Мало того, их уловить. Мысли — они ведь, словно осы, то налетят целым роем с угрозой свалить насмерть (как минимум, довести до реанимации), то прожужжит одна где-то поблизости, но стоит лишь затаиться не двигаясь, чтобы ее быстро поймать и убить – жужжалки и след простыл.

Вместо отзыва (т.е. всего того, что лично я думаю по поводу "Черного Принца"), предлагаю устроить здесь обсуждение. Может быть, этим нарушу формат уважаемого лайвлиба, где рецензиям есть свое место, а обсуждениям — иное, надеюсь, мне простят. Я тут составила список вопросов, на которые приглашаю ответить — и френдов, подхвативших мою недавнюю инициативу коллективного прочтения (спасибо вам, Godefrua , Anais-Anais , Wala ), и всех остальных (желающих), читавших когда-либо "Черного Принца". Не могу пригласить тех, кто его пока не читал (извините, но даже в вопросах тут будут кое-какие спойлеры).

Только давайте, по-честному, не гугля, не подглядывая у критиков, или, у тех, кто уже написал свою рецу на ЧП, пусть каждый желающий выскажет свое мнение — независимое и незаимствованное.

Вопросы для обсуждения ниже, вне очередности, в куче (даже нумеровать не буду, дабы не вводить кого-либо в соблазн кратко ответить под цифрами. Хотите – отвечайте на все вопросы, хотите — выборочно (хотя бы даже на какой-то один). Хотите – предлагайте свои вопросы (у тех, что читает и ценит Мердок, вопросов, как правило, всегда больше, чем ответов).

Итак, поехали…

Дальше...

Как вы думаете, почему роман называется "Черный Принц"?

Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?

За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)

Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?

Titian+Marsyas.jpg
Эта иллюстрация здесь – не случайна. Но пока я не только ли воздержусь от своих комментариев по ее поводу, а даже не озвучу название картины и ее автора. Знатоки искусства и так узнают. Знатоки мифологии узнают сюжет. Знатоки Мердок и без меня знают.

Мои ответы на все вопросы, возможно, прозвучат где-нибудь в комментариях. Хотя я честно постараюсь не отвечать на вопросы (лишь на комментарии, если будут), а написать-таки "отзыв" в формате ответов — потом.

Ветка комментариев


Ну я не считаю что это все таки насилие было. Насилие было бы если бы она не хотела... Да, ее это напугало, возможно было больно. Она его не просила остановиться (если не ошибаюсь). Сильно затравленной я бы ее не назвала на случай если предположить - девочка была напугана и была под психологическим давлением.
У них же там чувства играли, бурлили. Конечно, это не красивое поведение, хотя бы потому что ей это было не по душе. Но и не насилие.


Думаю, это НЕ насилие в уголовно-правовом контексте, но по сути - да. Потому что в тот момент Брэдли вообще не думал, а как и что это для её. Это было то, что нужно ему и пофиг на её чувства. А за это надо убивать. Жестоко. (зачеркнуто)


Возможно.


Многозначительно.)


Я на самом деле, задумалась. Припоминаю что-то из своей жизни, из опыта других женщин. С точки зрения женщины, тем более юной - это ужасно, правда.
Но если поставить в главе стола чувства, эмоции, накал, разрядку какой-то ситуации(а это уже более зрелый подход), то что сделал Брэдли - не так уж и кошмарно. кому то вообще такой напор и одержимость может еще и понравиться и именно его не хватает.
А с друго стороны - это же применение силы. Это все равно если женщина будет сильней в физическом плане или мастер боевого искусства, например, и заставит мужчину сделать то что ей нужно силой. Несуразица. Вот они, роли...


В том и дело, что невозможно оценить с точки зрения "а может быть это ей было нужно", все оценки будут неверными. Потому что даже если женщина сама была слишком скромной и хотела "завоевания", то не простит.


Я думаю, что это оценочное понятие. Неспроста в классическом угол.праве расследование таких деяний, носит заявительный характер.
Мы можем додумывать сколько угодно через призму собственного опыта и опыта близких людей, персонажей книг и кино, но в каждом когкретном случае - решает женщина, что это было. По поведению Джулиан нельзя сделать вывод что это было изнасилование. Приключение. Опыт. Обратная сторона близости. Да, она не получила удовольствия, но она и не сопротивлялась и не требовала что бы он остановился. Затравленной девушкой она не была.


Ну вот Джулиан (автор через Джулиан) и решила, что свою порцию опыта она получила и ей достаточно. Подобной "обратной стороны близости" хотела бы Рейчел, но не получила, все как в жизни.)


Джулиан не из-за этого решила что ей достаточно, я полагаю, письмо от матери сделало свое дело. Но конечно, и опыт сыграл свою роль для нее, это да.
Точно с Рейчел))


Ну так наложилось одно на другое: ну а какая женщина поняла бы и простила, что её кавалер мало того, что либо импотент либо насильник, так еще и на матушку имел бы виды?)


Это так. Идиотка разве что))


Если рассматривать Джулиан как человека, а не как персонаж, то удивительно, что она настолько хорошее послесловие написала. )


Она написала послесловие "для прессы". Там мало искренности. Все послесловия - рисовка. У каждого с разным мотивом и настроем, но рисовка.


Пускай даже для прессы. Но если ты пишешь о развратнике, гнусном насильнике и убийце твоего отца, то можно и для прессы по-другому написать. И никто не осудит.


Да я не в осуждение ей. Меня не впечатлило ее послесловие. Меня ничье не впечатлило. Но она выкрутилась, ей удалось, молодец. Я бы вообще никакого послесловия не стала бы писать. Ктоб меня заставил?


Сейчас бы и я не стала, но в возрасте Джулиан...