Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2014 г. 00:02

911

5

Писать отзыв на "Черного Принца"? Шутка ли… Придется ведь не досыпать недели, как минимум, две или три, чтобы найти время для всех мыслей, посетивших мою несуразную голову. Мало того, их уловить. Мысли — они ведь, словно осы, то налетят целым роем с угрозой свалить насмерть (как минимум, довести до реанимации), то прожужжит одна где-то поблизости, но стоит лишь затаиться не двигаясь, чтобы ее быстро поймать и убить – жужжалки и след простыл.

Вместо отзыва (т.е. всего того, что лично я думаю по поводу "Черного Принца"), предлагаю устроить здесь обсуждение. Может быть, этим нарушу формат уважаемого лайвлиба, где рецензиям есть свое место, а обсуждениям — иное, надеюсь, мне простят. Я тут составила список вопросов, на которые приглашаю ответить — и френдов, подхвативших мою недавнюю инициативу коллективного прочтения (спасибо вам, Godefrua , Anais-Anais , Wala ), и всех остальных (желающих), читавших когда-либо "Черного Принца". Не могу пригласить тех, кто его пока не читал (извините, но даже в вопросах тут будут кое-какие спойлеры).

Только давайте, по-честному, не гугля, не подглядывая у критиков, или, у тех, кто уже написал свою рецу на ЧП, пусть каждый желающий выскажет свое мнение — независимое и незаимствованное.

Вопросы для обсуждения ниже, вне очередности, в куче (даже нумеровать не буду, дабы не вводить кого-либо в соблазн кратко ответить под цифрами. Хотите – отвечайте на все вопросы, хотите — выборочно (хотя бы даже на какой-то один). Хотите – предлагайте свои вопросы (у тех, что читает и ценит Мердок, вопросов, как правило, всегда больше, чем ответов).

Итак, поехали…

Дальше...

Как вы думаете, почему роман называется "Черный Принц"?

Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?

За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)

Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?

Titian+Marsyas.jpg
Эта иллюстрация здесь – не случайна. Но пока я не только ли воздержусь от своих комментариев по ее поводу, а даже не озвучу название картины и ее автора. Знатоки искусства и так узнают. Знатоки мифологии узнают сюжет. Знатоки Мердок и без меня знают.

Мои ответы на все вопросы, возможно, прозвучат где-нибудь в комментариях. Хотя я честно постараюсь не отвечать на вопросы (лишь на комментарии, если будут), а написать-таки "отзыв" в формате ответов — потом.

Ветка комментариев


Просто я считаю что это слабый сигнал для выводов.


Вот тут у нас и разница: для меня это единственный сигнал. Не понимаешь - ОК, это нормально, но, черт возьми, не надо всех этих ужимок и прыжков ("Благородных порывов"). В подарках ничего плохого, если хоть на минуту думаешь о тех, кому даришь, а не о себе.

Сигнал от нее был - она просила, а он был занят. Ей не так и много было надо было, возможно. Поначалу - просто не уезжай. Он ни дня не остался.




А смысл? Присцилла (если быть честными и отвлечься от сантиментов) была невыносимым нытиком, оставаться с ней - всего лишь слушать очередные порции нытья, это не приводящее ни к чему мероприяие.


Жизнь иногда подбрасывает нравственные испытания в виде таких Присцилл. И здесь уже у кого какие ценности. Я согласна, что она не жилец и невыносима. Но это ее проблемы. А есть его. Человека, к которому обратилась с помощью родная сестра, а он не помог. Может быть она бы траванулась бы тоже. Но не от того, что единственный родной человек прошел мимо. А здесь она траванулась и изза Брэдли тоже.

Вы строгая. Я тоже иногда впадаю в подарочную эйфорию. Но правда люблю выбирать по индв.особенностям одаряемого. А вот мне - никто - никогда по моим индв особенностям (ну пару раз было, правда) Но я рада и без индв.особенностей, все равно ценю порыв.


Да, я та еще циничная сволочь. И, да, не ценю порывов от слова совсем,. Я не скрываю своих пристрастий. Скажем, если мне подарить подарочную карту в книжный, я буду рада и очень благодарна. А если женщину на буйволе, хоть и дорогую, то ... возможны варианты. И это не из-за цены подарка, само собой.

А здесь она траванулась и изза Брэдли тоже.

Да, Брэдли стал так думать. С чувством вины можно работать, если есть мотивация.


К подаркам-порывам отношусь уважительно, храню как элемент дарителя. При случае говорю - твоя "женщина на буйволе" поживает хорошо)) Мне приятно, что человек подарил частицу себя.

Ей было не до проработки чувства вины. Она просила побыть с ней немного. Это не так много - дать себя пару дней сестре, попавшей в беду. Кстати, уехал бы он на недельку - все наладилось бы. И инструментарий бы отточил и всех бы расставил бы по своим местам. Ему реально давался шанс - беги. Нет, эгоизм сгубил. И есди бы она после этого покончила с собой - уж точно ему себя винить не вчем.


Мне приятно, что человек подарил частицу себя.


Раньше было - да, а потом ... ну и нафига? Ме и самой себя хватает. Нарцисс , ага.)

Она просила побыть с ней немного.


Такие люди-жертвы всегда просят "немного", а по факту - это означает всю жизнь. Какая разница, сегодня уехал Брэдли или через неделю? Через месяц?


Ну если подарок ценная вещь (у меня несколько коробов серебрянной посуды, сумок, духов коробки - духи передариваю смело) - чего вредничать? Или человек хороший? Пусть будет, мне не жалко))
Какая разница ? Иногда жизнь и чистая совесть. Большая разница, согласитесь. А еще добрые дела нам зачитываются, я не к тому что надо поставить это на поток. Я считаю, что если ты в смятении и ре днаешь как поступить - поступи порядочно. Он был в смятении и не знал как поступить с клубком ситуаций, ему провидение послало сестру. Отвлечь. Эх, к знакам надо прислушиваться, я считаю.


Я тоже подарком по голове стучать не буду, даже если подарок совсем "не в тему". Но где-то ставится галочка, что человек хотел порадовать не меня, а себя.

Я по-другому смотрю на ситуацию, мне не кажется, что приезд Прицциллы к Брэдли - это знак. В книге же кругом - любовь и симметрия: у Брэдли родилась любовь к Джулиан, а Присцила - человек, которого разлюбил муж, у которого нет больше шансов на любовь. Поэтому она и умирает. И её бы не спасло ничего, ни братское ни дружеское участие.


А что, стукнуть разок по голове, может вправится нужное понимание вещей...

А у меня по жизни присциллоприимный дом... И слава тебе Господи, никто не умер. Столько историй зато знаю))


Нет-нет, тут я категорична прямо как Джулиан: или сам понял или идет лесом.)

А у меня нет дома, только пристанища, так что Присциллам - без шансов. Но и сама бы никуда не пошла.


Я бы тоже не пошла. Мне важен процесс самовосстановления в кризисных ситуациях.


А я не из таких благородных соображений., чисто из практических. Помочь - вряд ли помогут, а вот задавать вопросы - будут. Мне оно надо?


Симметрия, да. Симметрия любви и смерти. У Мердок не только тут продемонстрирована неразрывная связь этих двух явлений. Во "Сне Бруно" - это просто самостоятельная тема, но в ЧП - одна из основных. Заметьте, что как (темпорально) связаны тут - смерть Присциллы и физическая реализация страсти Брэдли по отношению к Джулиан (одетой, кстати, в костюм Гамлета - принца смерти, держащего в руке череп).


Да, ту это есть - "сильна как смерть любовь". Разбился череп. Любовь победила смерть? Или умерла сама? Кто знает...