Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2014 г. 00:02

911

5

Писать отзыв на "Черного Принца"? Шутка ли… Придется ведь не досыпать недели, как минимум, две или три, чтобы найти время для всех мыслей, посетивших мою несуразную голову. Мало того, их уловить. Мысли — они ведь, словно осы, то налетят целым роем с угрозой свалить насмерть (как минимум, довести до реанимации), то прожужжит одна где-то поблизости, но стоит лишь затаиться не двигаясь, чтобы ее быстро поймать и убить – жужжалки и след простыл.

Вместо отзыва (т.е. всего того, что лично я думаю по поводу "Черного Принца"), предлагаю устроить здесь обсуждение. Может быть, этим нарушу формат уважаемого лайвлиба, где рецензиям есть свое место, а обсуждениям — иное, надеюсь, мне простят. Я тут составила список вопросов, на которые приглашаю ответить — и френдов, подхвативших мою недавнюю инициативу коллективного прочтения (спасибо вам, Godefrua , Anais-Anais , Wala ), и всех остальных (желающих), читавших когда-либо "Черного Принца". Не могу пригласить тех, кто его пока не читал (извините, но даже в вопросах тут будут кое-какие спойлеры).

Только давайте, по-честному, не гугля, не подглядывая у критиков, или, у тех, кто уже написал свою рецу на ЧП, пусть каждый желающий выскажет свое мнение — независимое и незаимствованное.

Вопросы для обсуждения ниже, вне очередности, в куче (даже нумеровать не буду, дабы не вводить кого-либо в соблазн кратко ответить под цифрами. Хотите – отвечайте на все вопросы, хотите — выборочно (хотя бы даже на какой-то один). Хотите – предлагайте свои вопросы (у тех, что читает и ценит Мердок, вопросов, как правило, всегда больше, чем ответов).

Итак, поехали…

Дальше...

Как вы думаете, почему роман называется "Черный Принц"?

Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?

За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)

Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?

Titian+Marsyas.jpg
Эта иллюстрация здесь – не случайна. Но пока я не только ли воздержусь от своих комментариев по ее поводу, а даже не озвучу название картины и ее автора. Знатоки искусства и так узнают. Знатоки мифологии узнают сюжет. Знатоки Мердок и без меня знают.

Мои ответы на все вопросы, возможно, прозвучат где-нибудь в комментариях. Хотя я честно постараюсь не отвечать на вопросы (лишь на комментарии, если будут), а написать-таки "отзыв" в формате ответов — потом.

Ветка комментариев


Кристиан и Рейчел – противоположности. Кристиан – еврейка, получившая нарочито христианское имя, практичная дама, живущая реальность. («быть», «иметь», причем скорее «иметь», чем «быть»). Она активна, в том числе социально активна, общительна, энергична. Все её «просветления» ИМХО, некий псевдобуддизм. И не случайно она долго жила в Америке, сейчас как раз в моде всякого рода «буддизм для чайников» от американских авторов.)
Несмотря на свою красоту и хороший вкус (Мердок тщательно описывает наряды Кристиан), в Кристиан нет живой (животной?) женственности, она – дама, но не женщина (и не тётка). То, что у неё нет детей тоже симптоматично.
По сути Кристиан не нужен муж романтик и/или искатель смысла жизни, это остатки её заблуждений и романтизма – про Брэдли, ей нужен «деловой партнер», которого она и нашла. Но она вполне могла бы и одна жить, так как вполне самодостаточна. Для Брэдли она слишком активна, потому и «пожиратель».
Рейчел – полная противоположность. Христианка, названная в честь библейской праматери Рахили, которую почитают именно как мать всех иудеев (утрирую, но по сути так), она не стильная дама, имеет лишний вес и пр.,, однако женственная и даже привлекательна, Брэдли к ней тянуло, а к Кристиан – нет. Рейчел – мать, Рейчел не смогла бы и не стала жить в одиночестве по собственному выбору, даже после смерти Арнольда она как будто не Рейчел, а только «вдова Арнольда».


Его трясло от Кристиан. Это не просто так. Вспомните - только он узнал о ее приезде - сразу написал ей агрессивное письмо. Это оборона. И у него все вибрировало от одного ее упоминания. Она редкий типаж женщины, это правда. И к Брэдли ее тянуло неспроста. Она могла знать его тоже как практичного человека.(вспомним его профессию налогового агента и упорядоченный подход к быту и распорядку). Если бы этот придурок Манро не притащился тогда как предтеча всех бед, со своей контратакой все могло быть по другому.
Одна то она могла быть, да вот только не хотела.
Вот тут мы подходим к нашему вечному спору - о равенстве в отношениях, запросах к партнеру (по себе). Таким продуманным дамам (а она такая) нужен может быть партнер, это правда (не папочка и не сынок, точно) НО! тот который восполнит какие-то выемки в ее естестве. это может быть юмор, легкость, продвинутость в сексе, обаятельность и вхожесть в какие-то круги, эрудиция итп. В этом и есть их практичность. В понимании, что если я найду свое отражение, умру со скуки.
Насчет Рэйчел - да, в ней животная женственность, несмотря на среднюю стпень привлекательности.


Брэдли трясло и пр., потому что он боялся вмешательства Кристиан в его жизнь. Он - натура созерцательная, такие активные и практичные люди как Кристиан на близком расстоянии неминуемо бы нарушали его ритм жизни. Тут я могу по себе судить - иметь Кристиан в знакомых было бы любопытно и приятно, жить вместе - увольте.

Так или иначе Кристиан вновь вышла замуж, причем за человека ничем не примечательного, рационального и простого, при этом она занималась своим делом и, вероятно, общалась с людьми. Что восполнил этот новый муж?


Ну мы просто не знаем про достоинства ее избранника. Из сюжета можно сделать вывод, что это терпеливый человек, умеющий дружить, благодарить и прощать. Устраивал для Брэдли фанатский вечер, при том, что они бывшие коллеги. Не обижался на его "заскоки". И факт остается фактом - ей хотелось спутника. Может быть как раз доброго нрава ей и не хватало.

Да, согласна. У меня есть такая "Кристиан", моя бывшая наставница, а теперь подруга. Могла бы быть моей мамой по возрасту, но выглядит как "директор косметической фирмы", да и сфера деятельности - финансы. Но все ее ближние, хоть и любимые - цифры. Она нас всех посчитала, просчитала, все как нам надо велела и кто не сделал так как надо - тому игрушечный мозг в подарок на НГ. А главное - все ласково.
Но такие люди все равно привлекательны, и не только внешне. Тем более, когда наделают ошибок и сбавят обороты. Если они понимают прелесть уединения своего и чужого. Я думаю, Кристиан подросла и поняла свои ошибки. Он все равно ревновал Арнольда к ней. Я считаю, он ее боялся и волновался и не только как "преступницу", но и как женщину из прошлого, которую любил и которая дразнила.


Да, муж Кристиан - второстепенный персонаж, но, думается, что если бы Мердок хотела его описать подробно, то описала бы, а так он всего лишь ... издатель и приятель Брэдли и муж Кристиан. Показательно, что она нашла себе мужа в кругу Брэдли. Но у Мердок почти всегда так - герои как будто в замкнутом кругу.

Если они понимают прелесть уединения своего и чужого. Я думаю, Кристиан подросла и поняла свои ошибки.


Если бы так, Кристиан не вламывалась бы так в жизнь Брэдли, она же по сути похищает Присциллу (снова женщина на буйволе), очаровывает Арнольда - всё, чтобы вмешаться в жизнь Брэдли. Нет, таких нельзя пускать в дом.))


Ну вот и псевдопросветление. Вроде гармоничная натура, а вроде и нет.
Любила она Брэдли. Властной любовью. У всех же свой язык любви. Кому то гармонично холить и лелеять объект любви - лишь бы он был счастлив такой хороший, а кому-то важно обладание, а кому-то контроль, а кому-то расчет. Такие вещи не переделаешь, это суть.

И этим объясняется выбор мужа из его его друзей. А насчет Присциллы - не все так однозначно, мы же смотрим с другого угла. А если посмотреть с ее призмы - приехала дама значит из заграницы, богатая вдова, ума набралась, выглядит хорошо, мнения о себе хорошего, впечатление тоже производит сногсшибательное. Есть вопрос к мужчине - чувства. Он в свое время не выдержал ее количества в своей жизни. Было ему много ее. Ну теперь то она поумнее. А тут ее братец идиот ходит и везде мутит воду, своей жизни у него нет, так он к другим лезет. Она могла и не знать что Брэдли увяз в семействе Бафинов, что братец ходит везде, создавая о ней присутствие, которого на самом деле и не было! Она то что, сидела в совем особняке, а к ней то братец, то Арнольд, то Брэдли. Сами!
А тут у мужчины, который живет в сердце, проблемы с сестрой. Она в истерике, но сам Брэдли ей не занимается. А почему бы не помочь? Там большую роль сыграли все остальные в этом поступке, чем она. Подзуживающий Арнольд, заискивающий братец. Да, она хотела таким образом "угодить" Брэдли, привлечь его, Но так Присцилла была брошенная, реально! И кто ее в больницу определил, где ее хотя бы из истерики вывели? Кристиан. Это может быть не очень красиво было, но не ужасно. Гораздо ужасней, что Присцилла говорила брату - помоги мне, прошу, не уезжай, а он уехал...


Любила она Брэдли. Властной любовью. У всех же свой язык любви.


Язык у всех свой, но к любви это не имеет отношения. Любовь - выше контроля в разы, это желание добра и развития, как минимум.
Откуда Фрэнсис узнал про приезд Кристиан и её планы? От Кристиан. Кристиан сразу же привлекла Арнольда как друга и близкого человека для Брэдли. Это паук, плетущий паутину.
А Присцилла была обречена так или иначе. Все эти её "НЕ уезжай, Брэдли!" - такая же манипуляция и контроль, как и поступки Кристиан. Ей не Брэдли был нужен, а любовь (да-да, все там её жаждут) мужа или другого мужчины. Причем безусловная.


Никто не заставил бы Брэдли дать ей то самое. Но больному человеку отказать в помощи... Впрочем, написала уже ниже. То что обречена - это да.

Арнольд сам к ней пришел и письмо ей принес от Брэдли, которое тот написал под влиянием Фрэнсиса. А Фрэнсис - вообще темная личность. Прознал, что у сестры остались чувства и скорее - в игру. Кристиан даже "отпустила" Брэдли к Джулиан. Она что-то предпринимала в адрес мужчины, к которому лежит сердце. Но мало кто поступает по-другому. Это все Арнольд. Манипулятор и паук - он.


Ну в этом и идиотизм Брэдли - он раскрывается перед всеми. Как ребенок. А вообще-то, мир не вокруг него вертится, и у всех остальных - свои интересы и свои чувства.

Если не хочешь, чтобы злоупотребили - молчи. Чего уж проще.


По сюжету - вокруг него и это ужасно. Не мог молчать - невроз))


Что невроз - это факт. Но и инфантилизм просто нереальный.


Небольшая неточность (простите, может, у вас просто описка): Хартборн (последний муж Кристиан) не был издателем — он был налоговым инспектором, финансистом. Это вроде бы и малая деталь, но придает характерный штрих личности Кристиан.


Тьфу, это у меня в голове помутилось. Конечно же, финансистом, точнее - учетчиком чужих финансов, идеальная пара: бизнес-леди+налоговый инспектор.


Я тоже подумала, что это описка у вас, ничего страшного.


Если Брэдли и тянуло к какой-то из этих двух женщин, то, скорее, к Кристиан, чем к Рэйчел (которая его больше отталкивала - чисто физически). Все же он когда-то был женат на Кристиан, испытывал к ней некую страсть. Также его уязвленное самолюбие вынуждало его к выражениям против бывшей жены.


У меня было ощущение, что Кристиан как жену он выбрал когда-то головой (не телом и не душой), ничего о ней не понимая. При этом неудивительно, что он даже не знал, что она еврейка. Очень показательный факт.


У меня предположение, что он выбрал себе жену-мужчину. Как у Шекспира в сонете (не помню каком):


Лицом и сердцем обладая женским,
Ты мне и господин, и госпожа.

Возможно и так, выбрал главу семьи, от чего и мучился. Впрочем, в наше время такие пары не редкость.


Такие пары всегда были. В любое время. См. Шекспира. )


Сейчас как-то особенно много. А уж с учетом того, что многие и вовсе наплевали на создание пар... )