Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2014 г. 00:02

911

5

Писать отзыв на "Черного Принца"? Шутка ли… Придется ведь не досыпать недели, как минимум, две или три, чтобы найти время для всех мыслей, посетивших мою несуразную голову. Мало того, их уловить. Мысли — они ведь, словно осы, то налетят целым роем с угрозой свалить насмерть (как минимум, довести до реанимации), то прожужжит одна где-то поблизости, но стоит лишь затаиться не двигаясь, чтобы ее быстро поймать и убить – жужжалки и след простыл.

Вместо отзыва (т.е. всего того, что лично я думаю по поводу "Черного Принца"), предлагаю устроить здесь обсуждение. Может быть, этим нарушу формат уважаемого лайвлиба, где рецензиям есть свое место, а обсуждениям — иное, надеюсь, мне простят. Я тут составила список вопросов, на которые приглашаю ответить — и френдов, подхвативших мою недавнюю инициативу коллективного прочтения (спасибо вам, Godefrua , Anais-Anais , Wala ), и всех остальных (желающих), читавших когда-либо "Черного Принца". Не могу пригласить тех, кто его пока не читал (извините, но даже в вопросах тут будут кое-какие спойлеры).

Только давайте, по-честному, не гугля, не подглядывая у критиков, или, у тех, кто уже написал свою рецу на ЧП, пусть каждый желающий выскажет свое мнение — независимое и незаимствованное.

Вопросы для обсуждения ниже, вне очередности, в куче (даже нумеровать не буду, дабы не вводить кого-либо в соблазн кратко ответить под цифрами. Хотите – отвечайте на все вопросы, хотите — выборочно (хотя бы даже на какой-то один). Хотите – предлагайте свои вопросы (у тех, что читает и ценит Мердок, вопросов, как правило, всегда больше, чем ответов).

Итак, поехали…

Дальше...

Как вы думаете, почему роман называется "Черный Принц"?

Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?

За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)

Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?

Titian+Marsyas.jpg
Эта иллюстрация здесь – не случайна. Но пока я не только ли воздержусь от своих комментариев по ее поводу, а даже не озвучу название картины и ее автора. Знатоки искусства и так узнают. Знатоки мифологии узнают сюжет. Знатоки Мердок и без меня знают.

Мои ответы на все вопросы, возможно, прозвучат где-нибудь в комментариях. Хотя я честно постараюсь не отвечать на вопросы (лишь на комментарии, если будут), а написать-таки "отзыв" в формате ответов — потом.

Ветка комментариев


Гамлет. Если вообще уместно сюда его впутывать (мне кажется это немного надуманным), то Гамлет здесь Джулиан. И не только из-за костюма, а своей незрелостью, соблазнами, родительским вопросом. Она потеряла отца и мать в результате развития событий. Кроме того, Брэдли сам видел в ней Гамлета, видел в ней свою юность и свое Гамлетство (оно есть в каждом), в этом нечто бисексуальное, но это не так важно. Он излечился от импотенции когда увидел ее образе юноши-Гамлета.
Мердок прекрасно удался эротизм, в смысле того, как она все описала.


А это ничего, что "избавившись от импотенции", он ее изнасиловал? :)

Не, я думаю все же, что в бисексуальности Брэдли есть нечто важное.


Ну скажем так - не совсем. Шокировал юную душу, конечно. Грубый секс не совсем изнасилование. Изнасилование - это действия против воли и желания. У нее было желание. В этом и незрелость ее.


А вот мне так она показалась вполне зрелой для двадцатилетней...


Зрелой, но не достаточно. А может быть чувство ее было незрелым. Иногда лучше быть незрелой, чем зрелой. Тем более если по возрасту. Я думаю, если бы не было такой внешней истерики вокруг этой пары, у них могло сложиться.


Забавно, когда читала в возрасте Джулиан - казалось обидным, что Брэдли и другие называют её глупенькой, заурядной и пр., а сейчас читала - ну ведь так и есть. Неразумное дитя, каким и я была в свои 20. Просто чуть более смелое дитя, чем большинство в её возрасте.


Насчет важности - я бы читала так как написано. Кристиан - женщина, Джулиан - молодая женщина. Конечно, можно додумывать, но почему бы ей сразу не написать что он гомосексуалист и все его пассии - мужчины? В др книгах она особо этого не стеснялась.


Ну вот опять вы о стеснении... Кто говорит о стеснении Мердок? И романов, где все были бы неприкрытые геи - у Мердок нет. Субтильность - вот ее фишка.


Что означает слово "субтильность" в данном контексте?


Это грань перехода одной субстанции в другую (или одного понятия, явления и т.д.) в другое, настолько тонкое, что слова - бессмысленны. Как у Гамлета: "...а дальше - тишина". Что-то не обговаривается. Что-то за гранью.


Хорошо сказано. Некая некатегоричность в ориентации.


:)) У меня-то точно категоричности нет. (Хотя вы подразумевали, конечно же, Мердок.) Скорее, наоборот. Эта "некатегоричность" увела меня на сей раз в сторону. Ключа"-то я на сей раз и не разглядела в романе. Увы.


Может быть его и не должно быть, ключа этого. Мне кажется, там все на своих местах.


Там все на своих местах. Но ключ есть. И без этого ключа читать "Черного Принца" все равно, что читать другое произведение.

Я вчера прочла все рецензии на ЧП на лайвлибе. И не нашла упоминаний ключа ни у кого. Но знаю, что есть читатели (даже те, кто читал в переводах), которые разглядели ключ. Либо подошли к нему очень близко. Я на сей раз не подошла. И потому вернусь к ЧП когда-нибудь еще. С ключом. )


Мне кажется, все ее произведения манифест бисексуальности и полной половой свободы, берущей истоки с детства. Все это запаяно в строгий английский этикет. А это две клубнички в одном. Потому что уже что-то одно вполне достойно интереса. Английскую литературу ведь не спроста почитают в мире.

Насчет ключа, я думаю всему свое время. Значит, здесь она еще вам не подмигнула)) но в этой игре и есть своя прелесть. Лично для меня, процесс всегда приятнее результата, причем во всем. Иногда, так долго идешь к чему-то, ждешь, мечтаешь, борешся, а оно пришло - и ничего. Скучно. Может - лучше оставить за ней этот ход, к этому крепкому орешку, к Айрис Мердок в антураже Черного Принца. Пусть влечет и соблазняет непостижимостью. Буду знать, что есть такой автор...

А еще знаете как бывает - вроде как вы про принца Эдуарда (конечно, принц, не король) и про место жительства свое. .. Какой-то знак, вызов, а что не понятно. Вздохнул, смирился, уважая чьи то границы, идешь дальше, а оно, знание-ключ случайно пришло в руки, как подарок, как приз. И это создает ощущение мистики, сопричастности и это гораздо лучше, волнительней.

Поэтому, я даже не знаю, хочу я этот ключ или нет. Вы знаете, а у меня у самой были личные события связанные с этой книгой, но публично я об этом рассказывать не могу. В общем, философский камень она носила в кармане, заряжая преданных читателей своими настроениями...


Обидно, что ключа не нашла я именно в этом романе. Так долго к нему шла, готовилась морально... Он ведь неспроста самый известный у Мердок. Прочитав, я было приготовилась даже поставить четыре звезды, мол, Айрис скатилась в чем-то до "попсовости" (ну, раз у ЧП такая обширная аудитория, включая 16-летних девушек, "идентифицирующих себя с Брэдли Пирсоном", у которых другие романы Мердок "не пошли и всё"). Но я таки обратилась к Антонии Байет (она написала несколько рецензий на книги Мердок, и сыграла кое-какую личную роль для сюжета ЧП), а потом, разумеется, я обратилась к Конради (у него огромный тяжелый труд по всем романам А.М..) Конечно, ключ мне теперь известен. И я ведь ходила вокруг него еще до того, как роман начала читать. И читая, думала, что вот такая-то деталь (пока ее называть не буду) тут неспроста. И — не нашла таки ключа. А значит, я просто читала другое произведение. То, которое и мне понравилось меньше, чем какие-то другие романы у Айрис, и то, которое она, выходит, писала не для меня. Оно настолько выше меня оказалось, что ощущаю себя подвыпившей дурой, барахтающейся в луже.


Вы знаете, это все так волнительно (я не шучу). Я вот даже избегаю так волноваться, кем-то или чем-то увлекаться. Как только мне начинают сниться сны "на тему", появляется эта страстность, сразу отступаю, беру уважительную границу. Не от объекта даже (пусть живет и пахнет), а от собственных эмоций.
Самолюбие - сильная штука. Задело вас. Но ведь и объект вашей страсти далеко не прост. Мало ли что там пишут девочки)), наверное имеют право, ведь наши любимые авторы пишут для всех желающих. И раз так просто не дается искушенному читателю и исследователю - значит не хочет с вами расставаться, хочет интриговать вас дальше. Может, позволите ей это?


ощущаю себя подвыпившей дурой, барахтающейся в луже


В связи с вышеописанным ощущением, вчера так и не спросила, а вы как для себя на вопросы отвечаете?


Отдельный пост напишу - и про авторский замысел, и про свою "лужу". :)


Буду ждать с нетерпением!)