Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2014 г. 00:02

911

5

Писать отзыв на "Черного Принца"? Шутка ли… Придется ведь не досыпать недели, как минимум, две или три, чтобы найти время для всех мыслей, посетивших мою несуразную голову. Мало того, их уловить. Мысли — они ведь, словно осы, то налетят целым роем с угрозой свалить насмерть (как минимум, довести до реанимации), то прожужжит одна где-то поблизости, но стоит лишь затаиться не двигаясь, чтобы ее быстро поймать и убить – жужжалки и след простыл.

Вместо отзыва (т.е. всего того, что лично я думаю по поводу "Черного Принца"), предлагаю устроить здесь обсуждение. Может быть, этим нарушу формат уважаемого лайвлиба, где рецензиям есть свое место, а обсуждениям — иное, надеюсь, мне простят. Я тут составила список вопросов, на которые приглашаю ответить — и френдов, подхвативших мою недавнюю инициативу коллективного прочтения (спасибо вам, Godefrua , Anais-Anais , Wala ), и всех остальных (желающих), читавших когда-либо "Черного Принца". Не могу пригласить тех, кто его пока не читал (извините, но даже в вопросах тут будут кое-какие спойлеры).

Только давайте, по-честному, не гугля, не подглядывая у критиков, или, у тех, кто уже написал свою рецу на ЧП, пусть каждый желающий выскажет свое мнение — независимое и незаимствованное.

Вопросы для обсуждения ниже, вне очередности, в куче (даже нумеровать не буду, дабы не вводить кого-либо в соблазн кратко ответить под цифрами. Хотите – отвечайте на все вопросы, хотите — выборочно (хотя бы даже на какой-то один). Хотите – предлагайте свои вопросы (у тех, что читает и ценит Мердок, вопросов, как правило, всегда больше, чем ответов).

Итак, поехали…

Дальше...

Как вы думаете, почему роман называется "Черный Принц"?

Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?

За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)

Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?

Titian+Marsyas.jpg
Эта иллюстрация здесь – не случайна. Но пока я не только ли воздержусь от своих комментариев по ее поводу, а даже не озвучу название картины и ее автора. Знатоки искусства и так узнают. Знатоки мифологии узнают сюжет. Знатоки Мердок и без меня знают.

Мои ответы на все вопросы, возможно, прозвучат где-нибудь в комментариях. Хотя я честно постараюсь не отвечать на вопросы (лишь на комментарии, если будут), а написать-таки "отзыв" в формате ответов — потом.

Ветка комментариев


Как вы думаете, почему роман называется "Черный Принц"?
таких подробностей уже помнить не могу, но, вероятно, ответ кроется во фразе

Мердок со своим Черным принцем выключили свет и во весь голос заявляют, что любви нет, вокруг все серо и черно, наступила полярная ночь


Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)
Основная тема произведения - философия и маразм. Тема не важна, важен сам процесс

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?
Ярковыраженных Гамлетов не помню, там все одинаковые - старые, пыхтящие

За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?
А, это самая концовка, помню на что сразу обратил внимание - несмотря на все потуги видно невооруженным глазом, что все концовки писал один и тот же человек. Вот этот человек во всем и виноват, все и совершил, всему причиной

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)
В основном Брэдли (он же автор) пытался нарыть любовь, которой никогда у него не было, ибо он всю жизнь искал в любом своем действии глубинный смысл и подобное ощущение не укладывается в построение вербальной структуры эзотерического предела астрального лимита действия

Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?
А это кто?

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)
Не помню такого вообще

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?
По-моему, все герои получили элемент личности автора, что делает автору несомненную честь

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?
Думаю, что ориентация была изначально вполне нормальная. Она училась, развивалась, мыслила о вечном. Давалось ей все легко, темы были интересные, но практического опыта не хватало. Она находила себе оправдание, что очень занятой человек и на личную жизнь нет времени. Тем более, что мужчины вокруг нее были, общались, но отношений не заводили. Затем нашлось несколько мужчин, оказавших ей знаки внимания, но они не понравились ей самой. Были слишком похожи на крикливых женщин, слушали ее постоянные поучения - не таким ей виделся образ мужчины-спутника. Время шло, одиночество сублимировалось в произведения о любви, причем она стала писать от лица мужчин - так ей было проще, а еще она преследовала цель - выставить мужчин с помощью себя самой в не очень приглядном свете.
Далее - зависит от удачи. Если на тот момент она уже достаточно раскрутилась, то все же нашелся милый альфонсик, что воспылал к ней любовью и женился. Если нет, то - да, ей суждено было стать мужененавистницей. Это прямая дорога в лесбиянки.

Картина эта повествует о самодурстве и коррупции в высших эшелонах власти во все времена и о том, что самый последний сатир в состоянии развить свои таланты выше бога.


Анатолий, а вы где живете? Смотрю тут - время отправки вашего комментария 3.38. Понятно, что у вас другой часовой пояс, но я чисто из любопытства спрашиваю - какой?


Это спонтанность, а не часовой пояс. Жить рывками интереснее. Меньше правил и больше нагрузок


Ну, если позволяет здоровье... (могу лишь позавидовать)


Арнольд Баффин, если что - это ближайший друг/враг главного героя, успешный писатель. У него еще там жена Рэйчел и дочка Джулиан.

Мердок вышла замуж в 37 лет. К тому времени у нее вышли лишь 2 книги (не считая философской работы о Сартре), не было никакой известности, никакого наследства и практически никакой прибыли, чтобы клюнул некий альфонсик.


Да, помню, что там кто-то кому-то завидовал.
В википедии не лазал, как вы и предлагали. 37 лет - немного поздновато, не находите?


Не нахожу. ) Разве есть правила об ограничениях на возраст при вступлении в брак? (Не считая правила о совершеннолетии.) Тем более, вы и сам не сторонник правил, как говорите.

О том, что вы не знаете того, за чем можно лазать в википедию, никакого упрека. Я лишь поделилась тем, что знаю.


С биографией незнаком, да. Но содержание ее произведений наводит на мысль, что у нее было не все в порядке в личной жизни


Если у Мердок было бы все в порядке в личной жизни, никто из нас не знал бы об Айрис Мердок. Мне кажется, "не все в порядке в личной жизни" - у всех талантливых людей. И у не талантливых - "не все в порядке" куда чаще встречается, чем "все в порядке".

Впрочем, все зависит, как и на что смотреть. Биограф Мердок, например, смотрит на ее брак как на очень счастливый.


Вам я верю, но меньше всего верю биографам. Впрочем, если женщина ее типа выходит замуж ближе к 40 годам, то это признак взвешенного решения. Могла бы не выходить вообще. По поводу "придерживаться - не придерживаться правил" - не считаю важным вопрос о сексуальной ориентации. Дафна вроде бы была лесбиянкой, но нигде в ее произведениях этого не обнаружил. Напротив, героини нормально-женственны и не пылают негативом к мужчинам.


Вопрос о сексуальной ориентации - не важен. Впрочем, другие вопросы тоже. Дафна не была лесбиянкой, она была бисексуальной. Но Дафна меня не интересует вообще. Айрис не пылает негативом к мужчинам. Она не пылает негативом и к женщинам. А то, что она не написала ни одного романа от лица женщины и... кажется, пять (?) от лица мужчины - иной вопрос. Это никак не свидетельствует в пользу ее мужененавистничества. Скорее, наоборот.


Это вполне объяснимо без каких-либо фактов биографии. Достаточно прочитать единственно "Черный принц". Главный герой очень убедителен, мыслей по поводу того, что под его личиной скрывается женщина - не возникает. Философские вкрапления очень интересны и наименее подвержены эмоциям. Я, помнится, когда читал - в основном интересовался ими. От лица мужчины Мердок писала из-за свойств собственной личности, никак не связанных с полом. Кто-то мне даже писал, что, не ориентируясь, в именах собственных, думал, что Мердок - это мужчина


Как это приятно слышать от мужчины, поверьте. Когда я читала A Fairly Honourable Defeat, я не могла поверить, что его написала женщина. Но у меня-то самой взгляд все равно женский. Откуда ж мне знать, как видят мужчины, на самом деле? Свойства личности Айрис связаны не с полом, а с ее сексуальной идентификацией. Но лишь частично. Нам достаточно много других связей, помимо этой.


Возможно английский текст уменьшает половой акцент, ибо постоянно нет напоминания о грамматической родовой принадлежности. Впрочем, не уверен. Я бы прочитал еще одно произведение Айрис на следующий год, где повествование идет от первого женского лица и желательно с обильной философской трактовкой. Может порекомендуете что-то


Вы правы. Уменьшает. Поэтому, например, я даже думала вначале, что Кристиан и Джулиан в "Черном принце" - мужчины.

У Айрис нет ни одного романа, где повествование бы шло от первого женского лица. А философский подтекст есть везде. )

Из того, что я прочла на настоящий момент, лично вам я бы рекомендовала, наверное, "Время ангелов". Он очень темный, закрытый. Повествование не от первого лица вообще. Один из моих любимых у Мердок.


Спасибо, скачал. С удовольствием поменяю "Море, море"


Хотите обменяться с кем-нибудь книгами? Или читаете "Море, море" - не нравится?


Читал "принц" и "Сон Бруно". По одной в год читаю. "Море" держал на следующий год


"Море" - тоже хорош. Но он больше для женской аудитории (ИМХО).


Ничего, я уже третий год с этого женского ресурса питаюсь