14 мая 2024 г. 13:25

40

5 Расовая нетерпимость и нажива на опиуме

Маковое море
«Маковое море» (2008) — роман индийского писателя Амитава Гоша , вошедший в шорт-лист Букеровской премии 2008 года . [1] Это первый том трилогии « Ибис» . По словам индийского режиссера Раджниша Мишры, «трилогия об Ибисе — это самое яростное обвинение Гоша в адрес источника империализма и колониализма».
Действующие лица:
Дити, обычная деревенская женщина,
американский моряк-квартерон (на четверть негр) по имени Закари Рид, индийский раджа / заминдар (феодальный наследственный держатель земли) по имени Нил Раттан Гальдер, Поллетт, дочь француза-ботаника и др. Еще одним действующим лицом всей трилогии выступает корабль “Ибис”, объединяющий героев воедино в “Маковом море”. Бывший корабль для перевозки рабов и опиума под названием «Ибис» был переоборудован для перевозки кули (наемных работников, которые по большей части бежали от нищеты и безысходности) из Калькутты на сахарные плантации Маврикия.
Действие романа разворачивается в 1838 году накануне Опиумных войн (Амитав Гош при написании романа обращался к заметкам английского путешественника Грирсона). Торговля опиумом создала один из самых масштабных торговых дефицитов в истории человечества. Она высасывала из Китая до 11% драгоценного серебра в монетах и слитках и уже в начале XIX века стала самой прибыльной в мире.
К 1839 году годовой импорт опиума в Китай достигал 40 тысяч сундуков, опиум курили все. Чиновники брали взятки и закрывали глаза на происходящее, на рынке морских перевозок появилась специальное судно — опиумный клипер (во второй части трилогии эти корабли называются крабами).
В романе переплетаются истории англичан, проживающих в Индии и ведущих в ней торговлю опиумом, ласкаров (Моряк или ополченец с Индийского субконтинента, Юго-Восточной Азии, арабского мира, Британского Сомали или других земель к востоку от мыса Доброй Надежды, служивший на европейских кораблях с 16 века до середины 20 века) и кули (наемных рабочих).
История начинается с Дити, простой, набожной женщины, заботливой матери и умелой домохозяйки. Выйдя замуж за Хукама Сингха, искалеченного рабочего опиумной фабрики в Газипуре Чтобы сбежать от родственников Дити, она и Калуа становятся кули , сменив свои имена, путешествуя на «Ибисе» .
Следующая ключевая фигура — Закари Рид, американский моряк, рожденный от матери (квартерона)  и белого отца. Спасаясь от расизма, он присоединяется к «Ибису» в его первом рейсе к его новому владельцу, г-ну Бёрнему, из Балтимора в Калькутту. Серанга Али Закари становится вторым командиром корабля. В Калькутте Закари принимают за джентльмена и наслаждается светской жизнью. Он становится вторым помощником капитана в следующем путешествии «Ибиса» , доставляя наемную рабочую силу на остров Маврикий .
Нил Раттан Гальдер, богатый и не от мира сего раджа, чья династия правила земиндарием Расхали на протяжении веков, сталкивается с г-ном Бёрнэмом с необходимостью продать свои поместья, чтобы оплатить долг, который он понес при инвестировании в опиум. торговля с Китаем. Гальдера судят за подделку документов . Суд приговаривает его к семи годам лишения свободы на Маврикии , что приводит к потере касты. В тюрьме он знакомится с Ах Фаттом, наполовину китайцем, наполовину парсом , наркоманом из Кантона (совр. Гуанчжоу, единственный на тот момент город, где было разрешено селиться иностранцам в Китае).
Полетт — французская сирота, выросшая в Индии, где Джоду, сын ее кормилицы , был ее лучшим другом. Ее отец был политически радикальным ботаником , мать умерла при родах, а ее бабушка и дедушка были исторически вдохновленными Жанной и Филиппом Коммерсонами. Она решает поехать на Маврикий, как это сделала ее двоюродная бабушка, в надежде найти лучшее будущее. Джоду и Полетт по отдельности проезжают на «Ибисе» , Джоду в роли ласкара, а Полетт, замаскированная под индийскую племянницу одного из сотрудников мистера Бернхэма.
Также в романе есть вычурная фигура Ноб Киссин Бабу, ждущего перерождения священника- вишнуит , который работает распорядителем у мистера Бёрнема и приходит к выводу, что Захари - аватар/воплощение Кришны, поэтому с помощью ухищрений попадает на Ибис, чтобы быть ближе к аватару Кришны.
Автор вызывает неподдельный интерес к читателям, используя названия каст, характерные для Индии, раскрывает нам разнообразие профессий и кастовых различий, повествует о жизни ласкаров, хиджр, земиндаров. Казалось бы, все из разных миров, и их жизни не пересекаются между собой, но всех их объединил Ибис и, впоследствии, Маврикий.
Для меня, как читателя, важно, что автор разжигает в тебе любопытство, и тебе хочется узнать все больше и об опиумных войнах, и о жизни людей из разных каст, о преследованиях и позоре для семьи, если вдова сбегает с погребального костра мужа, об отношениях к женщинам, об отношении англичан к индусам, о расовой нетерпимости американцев.
Особенно меня заинтересовала торговля опиумом, как механизм влияния на Китай, его повсеместное употребление и загубленные им жизни

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!