Больше рецензий

Serliks

Эксперт

у которого лапки!

11 мая 2024 г. 11:55

130

5

Творчество Саяка Мураты для меня – это открытие 2024 года. В январе я познакомилась с ее, наверно, самым известным романом Саяка Мурата - Человек-комбини , а теперь прочитала еще и «Земляноидов».

Ну, что сказать. Автор остается верна себе и вновь пишет о норме и нормальности, но делает это таким «некомфортным» способом, что по мере чтения книги ты задумываешься об этом, хочешь ты этого или нет. Я бы сказала, что эти книги не для всех, так как в них поднимаются непривычные темы и сделано это весьма неприятным способом, особенно в «Земляноидах». Книга буквально выворачивает и героев, и читателя наизнанку.

Главной героине Нацуки одиннадцать лет, и она подвергается психологическому насилию в семье. Если ее сестра Кисэ для родителей «золотой ребенок», то сама Нацуки – «козел отпущения» и «груша для битья», когда ее матери нужно выпустить пар и на кого-то сорваться. Этим «кем-то» всегда, независимо от обстоятельств будет наша главная героиня. Отец не вмешивается в это, как и Кисэ, которая может лить «подлить масло в огонь». Неудивительно, что Нацуки чувствует себя в этой семье лишней, не такой как все, иной.

«Семейный монолит»… Это странное выражение я встретила в книжке из школьной библиотеки. И вспоминаю его всякий раз, когда смотрю на родителей и сестру со стороны. Втроём, без меня, они куда удачнее смахивают на образцовую семью. Вот я и решила: пускай и дальше живут своим «монолитом», как им нравится. Но по возможности без моего участия.

Нацуки полностью уходит в вымышленный мир с инопланетянами, ведьмами и особой магией. Реальный мир она представляет как Фабрику по производству детей и зарабатывания денег.

А! Этим словом мы называем мир, в котором нам приходится жить. Ведь это же самая настоящая фабрика, ты не находишь? И все мы – её компоненты, соединяемые друг с другом разъёмами и штепселями из плоти. Наша главная функция – постоянно рожать новых детей, заполняя своими генами будущее…

Не можешь стать полезной деталькой Фабрики? Тогда родители выкинут тебя прочь, и ты погибнешь. Довольно ужасающая и шокирующая мысль, особенно в голове у одиннадцатилетней девочки.

Ты должна как можно скорее стать инструментом Фабрики. Успей заточить на это свой мозг и натренировать тело, прежде чем эти взрослые выкинут тебя из своего звездолёта!

О ее мире, вымышленном друге Пьюте и Фабрике знает только двоюродный брат Юу, который тоже считает себя инопланетянином. И у которого тоже проблемы в семье. Эти двое встречаются только раз в год на Обон - праздник поминовения усопших, в доме своих бабушки и дедушки. После одного «инцидента» семья Нацуко больше не ездит на Обон, а сама Нацуки переживает не только свое одиночество и оторванность от мира, но сексуальное насилие со стороны учителя. Даже когда она, испуганная и запутавшаяся девочка, все же решается рассказать об этом – ей никто не верит! Очень неприятно читать о реакции окружающих на ее рассказ, начиная от высмеивания и заканчивая обвинениями во лжи.

Героиня взрослеет, и давление Фабрики на нее лишь усиливается. Ведь вся жизнь должна идти по заранее отведенному и одобренному обществом шаблону: учеба, работа, замужество, дети. Даже то, что Нацуки находит похожего на себя «инопланетянина»-мужа не спасает ее.

И если вначале книги нельзя было не посочувствовать Нацуки и Юу, ведь каждый из них получил травму, каждый из них – сломленный и одинокий. Но финал книги переворачивает все с ног на голову. Он шокирует, выбивает из колеи. Концовка и сильная, и жуткая одновременно. Задаешься вопросом, что стало бы с этими тремя «попихамбопийцами», если бы на них не давило общество? Жили бы они тихо и спокойно, «не отсвечивая» или же все равно все закончилось бы так?