Больше рецензий

29 апреля 2024 г. 22:31

607

5 Гениально и незабываемо

"Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу."
o-r.jpg
Когда я дочитала этот рассказ, то первое желание, которое испытала - опуститься перед Горьким на колени, как Дитрих перед Паустовским. Он мне всегда нравился, ещё в школе, потому что от его текста невозможно было оторваться (может, потому что он мой земляк? - шутка). Но вот чтобы так? Забудусь немного, потом вспомню - и в глазах, как под треснувшим блюдцем - влага копится и медленно стекает потом со стола на пол...

Как он это смог? Как смог подобрать нужные слова, чтобы так задеть? Последняя сцена... Я не могу её вспоминать. Не могу вспоминать, как прожжённый вор с иссушённой душой оказался чище и благороднее добропорядочного крестьянина, молодого, совсем ещё молодого, которого он даже пожалел по-отечески сначала, хоть и взял в конечном итоге на грязное воровское дело. И он не только отпускает того, кто его чуть не убил, а ещё прощает... Этот матёрый вор обесценивает свою никому ненужную жизнь, показывая своему молодому напарнику, что тот ничего страшного не сделал, когда, решив забрать весь заработок, ударил его по голове. А может он просто притворился из презрения и некоего бессилия перед подлостью, которой не ожидал? Даже он, бывалый жулик...

"— Ну, прощай! — насмешливо сказал Челкаш, пускаясь в путь.Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся потерять ее.
— Прости, брат!..— еще рал попросил Гаврила.
— Ничего! — холодно ответил Челкаш, пускаясь в путь. Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус."

Побрёл, как раненый матёрый волк, махая рукой... Умрёт ведь с такой раной... И никто искать не станет. Кому он нужен, если не нужен даже самому себе. Господи, как же жалко мне этого человека и всю его неудавшуюся жизнь... Воровать - это всегда плохо. Но украсть, например, груз с корабля - это одно. А украсть у конкретного человека, убив его перед этим, чтобы соскрести себе несколько денежных бумажек для счастливой только что начинающейся жизни... Эх, Гаврила, Гаврила... Ещё жить не жил, а  душонка у тебя уже такая мелкая. Какой шок, какое уродское столкновение двух душ в таких разных оболочках. Вот оно как бывает. Ну и кто из них настоящий вор, а кто человек? Как же это гениально написано. О счастье, что есть такая литература!

Думала, что через три дня после прочтения, когда уляжется сильное  впечатление, у меня получится обстоятельная рецензия на остывшую голову. Хотелось отметить авторский слог и прочие талантливые описания, которые создают контрастную атмосферу, как у Кима во "Враге". И немного развернуть эту тему. Но нет, пишу, подчиняясь эмоциям, и получается какая-то ерунда, которую даже редактировать нет никакого желания. Вместо стройного текста - обрывки мыслей, перескакивания и незаконченные фразы. Не получается, как у Горького донести то, что сама чувствую. Но не беда, всегда можно и лучше прочитать самого Горького. А у меня на странице пусть будет вот такой эмоциональный хаос... Я никогда не забуду этот рассказ.
o-r.jpg



Ветка комментариев


ранние рассказы, такие, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Мальва" очень люблю.

Сергей, а Вы читали у Горького "Двадцать шесть и одна" или "Скуки ради"? Лично мне оба рассказа понравились.


Люда, я их читал еще в школе, году этак в 71, когда мне было лет 13, с тех пор не перечитывал, но помню, что сильно понравились оба. Сюжет почти не помню, кажется, в одном из рассказов герой проводит ночь с незнакомой женщиной, но не спит с ней, а просто разговаривает по душам и она делится с ним самым наболевшим. Впечатление от обоих рассказов было очень сильным. Возможно, я ошибаюсь, но Горький очень силен своим бесшабашным романтизмом, а когда он начинает философствовать, особенно с претензией на поучения либеральной интеллигенции, которую он не любил и не знал и рвался учить ее марксизму, то я его не выдерживаю, просто не читаю. А вот пьеса "На дне" до сей поры очень нравится, дно он умел описывать, хотя босяком он стал, скорее, из желания покрасоваться. Очень нравятся его "В людях" и "Детство", хотя тоже читал в юные годы, но фильмы пересматривал с удовольствием лет 30 назад.


кажется, в одном из рассказов герой проводит ночь с незнакомой женщиной, но не спит с ней, а просто разговаривает по душам

Ой, это Вы, видимо, что-то путаете, Сергей. Я такого не помню, хотя на оба рассказа писала краткие рецензии (здесь и здесь). Как и на упомянутую Вами пьесу "На дне". Кстати, буду рада, если заглянете туда ко мне. Новые отзывы я сейчас пишу крайне редко, но и под старыми всегда рада гостям.)


Да, наверное, я напутал. А рецензии обязательно зайду почитаю)


Это, наверное, я рассказ Бабеля спутал с рассказом Горького, не помню сейчас, как он называется, но у обоих писателей есть склонность к романтизации бандитов и воров, этого у них не отнять.