Больше рецензий

DmitriyVerkhov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 марта 2024 г. 14:36

256

4.5

Продолжая погружаться в океан хорошей и очень качественной литературы, мне вновь посчастливилось открыть для себя первоклассного автора и, несомненно, большого мастера в плане очень чёткого изображения им современной ему действительности и в плане создания невероятно живых, глубоких и реалистичных образов своих персонажей, знакомство с произведениями которого действительно оказалось для меня весьма интересным и чрезвычайно приятным. Автором этим оказался классик французской литературы Ги де Мопассан.

1). "Жизнь", 4 из 5

Первый из написанных Ги де Мопассаном романов называется "Жизнь", и на его страницах писатель действительно рассказывает нам о жизни, жизни, как известно, весьма непростой и такой многогранной, наполненной, как добрыми, светлыми и радостными моментами, так и всякими бедами, невзгодами и тяжелыми испытаниями, жизни, порой охотно ставящей нам палки в колёса, бросающей из стороны в сторону, пытающейся нас сломать или согнуть, но также время от времени дарящей нам различные моменты радости, счастья или спокойствия и помогающей нам найти настоящих друзей, а в их лице искреннюю поддержку и надёжную опору нам в трудную минуту, жизни, со многими сторонами и аспектами которой каждый из нас сталкивается на своём жизненном пути. Однако Мопассан не был бы Мопассаном, если бы не стремился показать своему читателю различные грани человеческой сущности, проблемы и пороки общества, несовершенство и драматичность человеческих отношений, что он очень тонко и искусно, на мой взгляд, проделал в этом хоть и грустном, но, несомненно, очень жизненном романе.

На страницах этого романа автор рассказывает читателю историю жизни своей главной героини, Жанны, начиная с юных лет и кончая старостью. В самом начале повествования мы видим совсем ещё юную Жанну, покидающую стены монастыря, где она воспитывалась, и возвращающуюся в имение родителей. Девушка находится в ожидании счастливого будущего и взаимной любви, рисует в своём воображении счастливые и уютные картины будущей семейной жизни, она полна радостных надежд, светлых чувств и иллюзий. О, как же счастлива и мечтательна молодость, и как больно рушатся иллюзии годы спустя! А жизнь не стоит на месте, и в череде событий многое сменяет друг друга. Продвигаясь по сюжету, мы видим, как поначалу Жанна окружена любящими родителями, затем она выходит замуж за Жюльена, которого сама себе выбрала, у неё появляется любимый сын Поль – источник её радостей и печалей. Но самым печальным оказывается то, что многое в жизни Жанны оказывается не таким, каким она себе это представляла или рисовала в воображении. Не все надежды оправдываются, не всем мечтам суждено будет сбыться, да и жизнь в целом оказывается вовсе не увеселительной прогулкой.

По мере развития сюжета Жанна всё больше сталкивается с жестокими сторонами жизни. Это и несчастливый брак, и обман, и смерти близких, и различные разочарования. Ей на её жизненном пути выпадает немало испытаний, горестей и прочих разных жизненных бурь, натиска которых, увы, она не выдерживает. Возможно, Жанна и могла бы, всего лишь приложив некоторые усилия, привнести некоторые изменения в свою жизнь, но её образ существования оказывается непригоден к быту и изменяющимся условиям жизни, а её привычки и представления о жизни, богатый и чувственный внутренний мир не дают ей возможности найти в себе силы противостоять обрушившимся на неё невзгодам и несчастьям. Она просто покоряется судьбе и живёт дальше, жалея себя и перебирая в памяти приятные воспоминания из своей жизни, вместо того, чтобы попробовать изменить в ней хоть что-то.

Главная героиня оказалась ярким примером личности, выросшей с весьма иллюзорными представлениями о жизни и не умеющей разбираться в людях. Мопассан весьма искусно показал её очень слабой женщиной, не способной стойко переносить выпавшие ей в жизни испытания и невзгоды. Совсем другой образ вырисовывается, когда смотришь ещё на одну героиню этой истории – горничную Жанны по имени Розали. Признаюсь, мне было весьма интересно следить на контрасте за историями жизни этих двух героинь, которые французский классик весьма искусно переплёл в своём романе. В то время как Жанна сожалеет о прошлом и несбывшихся мечтах и даже не пытается найти в себе силы противостоять время от времени обрушивающимся на неё несчастьям, Розали не опускает руки, старается ценить и то, что у неё было, и то, что у неё есть сейчас, как-то устраивает свою жизнь и не перестаёт в различных ситуациях помогать довольно беспомощной Жанне. Да, у каждого человека свой предел прочности.

Следить за происходящими с героями романа событиями, видеть различные ситуации, в которых они оказываются, мне было весьма интересно, тем более что описано всё это Мопассаном весьма живо и жизненно. А довольно красочные описания природы, встречающиеся в тексте, как по мне, весьма неплохо дополнили и скрасили повествование. Также во время чтения этого романа меня поразило невероятно тонкое понимание автором внутреннего мира женщины, её мыслей, чувств и эмоций. Мопассан просто мастерски описал разнообразные душевные состояния, настроения и оттенки чувств, рождающиеся у его главной героини под воздействием природы, любви, жизненных бурь и разочарований.

В целом роман "Жизнь" мне понравился и оставил у меня после прочтения весьма хорошее впечатление. Это очень легко, интересно, красиво и качественно написанная жизненная драма, в которой Ги де Мопассан весьма неплохо сумел показать различные грани жизни людей, их ожидания, мечты, проблемы и невзгоды, показать, что, несмотря на всякие трудности, порой случающиеся в нашей жизни, она может быть не так уж и плоха, как мы можем её считать. А ещё в этой истории Мопассан поразительно тонко и чётко сумел показать, что жизнь – это не то, чего мы ожидаем, это то, что нам дано испытать.

картинка DmitriyVerkhov

2). "Милый друг", 5 из 5

Вторым произведением Ги де Мопассана из этого сборника, понравившемся мне даже больше, чем роман "Жизнь", оказался замечательный, очень увлекательный, написанный красивейшим слогом и весьма актуальный и в наши дни роман "Милый друг", в котором французский классик мастерски переплёл темы любви, денег, положения в обществе и человеческих отношений и очень чётко показал, как в лживом, развратном, продажном, циничном и расчётливом обществе, пусть и ловко скрывающем свою порочность за маской порядочности и респектабельности, не найти места чему-то чистому, доброму, светлому, истинным ценностям и искренним чувствам.

На страницах этого интереснейшего романа Мопассан рассказывает своему читателю поразительную и очень увлекательную, на мой взгляд, историю о невероятном восхождении по социальной и карьерной лестнице одного очень амбициозного и расчётливого, но обладающего несомненным шармом молодого негодяя, ловкача и приспособленца, стремящегося во что бы то ни стало занять высокое положение в обществе. Имя этого авантюриста Жорж Дюруа. Родом он из провинции, он молод и красив, но не блещет какими-то особыми талантами, не обладает ярким умом и, по сути, ничего из себя не представляет. Зато он очень амбициозен и хитёр (даже слишком), честолюбив, тщеславен и завистлив. Он мечтает о блестящей карьере, богатстве и славе, но у него нет ни особого ума, ни трудолюбия и упорства, ни сильной воли и желания работать, чтобы самостоятельно добиться всего этого. Как позже мы узнаём, Дюруа ради достижения своих целей и лучшего положения в обществе готов идти по головам, ловко манипулировать и использовать людей (в особенности женщин), предавать друзей, особо не мучаясь при этом хоть какими-нибудь угрызениями совести.

На самом деле главный герой весьма жалок. В самом начале мы видим, что Жорж Дюруа представляет собой довольно жалкое зрелище и мечтает лишь о паре франков, недостающих ему на обед, но это всего лишь мелочи, по сравнению с тем, какими непомерными будут желания и амбиции и каким блестящим подъём по социальной лестнице этого хитрого авантюриста и ловкача, о чём столь увлекательно и будет рассказывать нам Ги де Мопассан со страниц этого романа.

Одна небольшая услуга, оказанная Жоржу по доброте душевной одним его старым знакомым и его женой, несколько улучшившая его положение, приводит к тому, что в руках у нашего героя оказывается простое и верное средство, позволяющее добиться в этой жизни практически всего, чего ни пожелаешь. И средство это – женщины, которые так падки на красоту, внимание и ласки. Дюруа понимает, что именно женщины руководят всем в этом мире, и, если найдёшь к ним правильный подход и сможешь ими манипулировать, то, вне всяких сомнений, добьёшься успеха, положения в обществе и всего, чего захочешь. Ищите женщину и найдёте деньги и положение.

По мере продвижения по сюжету Мопассан страница за страницей показывает нам, как блестяще пользуясь своей внешней привлекательностью и обаянием, умея произвести правильное впечатление на женщин, а также имея недурственные актёрские способности, Дюруа втирается в доверие к различным женщинам, среди которых оказываются Мадлена Форестье, Клотильда де Марель и Вирджиния Вальтер, и, постепенно обретая над ними всё большую власть, начинает использовать их как социальную лестницу, поднимаясь по которой наш герой всякий раз неизменно добивался успеха, улучшал своё социальное положение и удовлетворял свои всё возрастающие желания и амбиции. Я точно не скажу, что такое поведение главного героя достойно восхищения, но в процессе чтения меня всякий раз поражало, с какой лёгкостью Жоржу Дюруа удавалось охмурить очередную женщину, увлечь, соблазнить, ловко опутать её паутиной лжи и сладострастия, шепча на ушко нежные слова, не любя ни одну из них по-настоящему и лишь используя их для достижения своих целей. В таких его действиях удивляет просто поразительная смесь удачи, холодного расчёта, напора и ловких приёмов обольщения, с помощью которых он обретал расположение у женщин, а затем и власть над ними. А что же женщины? Удивительно, но и Мадлена, и Клотильда, и Вирджиния – женщины в принципе неглупые – каждая из них, в конце концов, оказывалась в его чарующей власти: жалела бедного Дюруа, верила его пустым словам, взглядам, наигранным слезам, давала ему всё, чего бы наш герой ни пожелал. И, несмотря на то, что все они жестоко обманулись в своих чувствах и в истинных намерениях Жоржа по отношению к ним, каждая из них всё равно продолжала считать его милым другом и оставаться к нему благосклонной. Честно скажу, что ни одну из этих героинь мне не было жаль, поскольку сами же они и виноваты, раз позволяли Дюруа так вертеть собой. Жаль лишь Сюзанну, молодую девушку по своей глупости и неопытности тоже поверившую этому хитрому обольстителю.

Образы главных героев этой истории получились у Мопассана очень яркими, объёмными и реалистичными. Их внешность, манера поведения и даже детали одежды описаны автором очень чётко. Касательно главного героя мне понравилось, что, рисуя его портрет, Мопассан не использовал одну лишь чёрную краску и не стремился сделать его образ каким-то очень уж отталкивающим. Особо сильной симпатии главный герой у меня, конечно, не вызвал, но его образ, несомненно, получился очень ярким и интересным. На его примере писатель весьма тонко и искусно показал, что такое поведение Жоржа Дюруа, его поступки и образ жизни оказались обусловлены условиями жизни в тогдашнем высшем обществе и теми порядками, нормами и понятиями морали, которые в нём главенствовали.

картинка DmitriyVerkhov

"Милый друг" мне очень понравился. Как по мне, этот роман получился очень интересным и захватывающим, жизненным и реалистичным, наполненным яркими образами персонажей, тонкой сатирой и драматизмом в описываемых на его страницах ситуациях, в которых оказываются герои. Как и роман "Жизнь", "Милый друг" написан простым и красивейшим языком. Изображению образов и характеров персонажей и описанию происходящих с ними событий в этом произведении так же, как и в романе "Жизнь", характерны ясность и лаконичность, простота и естественность. Читается роман легко и увлекательно, а рассказываемая в нём история затягивает настолько, что порой её хочется продолжать читать, не отвлекаясь ни на что другое.

В целом я очень рад, что открыл для себя творчество Мопассана, столь чётко и реалистично рисующего на страницах своих произведений картины общественной жизни, столь тонко и глубоко описывающего пороки и несовершенство общества и человеческих отношений.

Книга прочитана в рамках игр "Книжное путешествие", "Покорители вершин. Тур №3", в играх "Строительство Книжной страны!", "Книжный кинотеатр" в клубе Книжная страна, в игре «Горка из европейских писателей». Tур 2 (2024) в клубе Austenland, в игре "Чайный уголок «Камелия»" в клубе Уютная кофейня, а также в играх "В лабиринтах Архива", "Громкое дело", "МОПС. Рыбье брюхо" и "ЗАПРЕТНЫЙ ЭТАЖ" в клубе Министерство Обстоятельств, Причин и Следствий
Мой тёплый и радостный привет Ане, Blanche_Noir . Теперь я тоже знаком с Мопассаном.)

Ветка комментариев


продолжения книги в виде описания возмездия Вселенной, подготовленном Жоржу в образе молодой супруги, эдакого "милого друга" в корсете и юбках.)

Да, такое продолжение, думаю, действительно могло бы оказаться весьма любопытным.)