Больше рецензий

6 марта 2024 г. 15:29

455

4.5 Спойлер Культура и природа бесчестья

Прочитав книгу, осталась в каком-то раздрае, сразу сходу не могла сказать, что я об этом думаю. Но, охватив взглядом все полотно, сотворенное Кутзее, удивительно легко и просто вывела, что мне оно говорит. Для меня это история стареющего профессора чистосердечно отдающегося своим страстям, ставящего их во главу своей жизни, и в итоге получившего причитающееся - исключение из культурного "западного" общества и бесчетье. А в новом обществе, в которое он попадает, он встречает свое отражение - мальчишку, который также отдается своим страстям, также не задумывается ни о последствиях, ни о других людях, также пользуется своими преимуществами и слабостью своей жертвы. Считаю, что автор не просто так сталкивает героя именно с мальчишкой, именно он из нападавших в силу своей недалекости (умственной неполноценности) не видит в своих действия ничего плохого, не боится последствий - возвращается на место преступления, он может - значит это правильно, правда необразованный мальчик не называет себя служителем эроса, а так герой встречает своего двойника, но не узнает его. Или узнает, видит всё его уродство и хочет уничтожить.

И вот с одной стороны зеркала стоит западная культура в образе обесчесченного профессора, который пользуясь своим положением воспользовался наивной неопытной девушкой, при этом подспудно понимал, что пользуется - откуда тогда сравнения с насилием и поблажки для ученицы. Но, тем не менее, понимая что идёт против норм "общества", он стремится отстаивать это свое "право" и отстаивает гордо. В этом высшее бесчестие этого типа - творить "бесчестие" прикрываясь чем-то возвышенным, придумывая себе оправдания в служении Эросу. Но тут появляется другая сторона правового культурного (западного?) мира - девушка отстаивает свои права - герой получает по заслугам (ставить тут кавычки или нет, каждый решает сам, я не ставлю). И мы видим, что с героиней, действующей по правилам своего мира, все в порядке, обесчещена не она, а виновник.

С другой стороны, у нас мир природный, исконный, "африканский", где прав тот кто сильнее, тот кто может постоять за себя, свою семью, за свою землю. В такой мир попадает герой, отказавшись от навязываемых ему норм культурного мира. Тут жертва она и есть жертва, после "бесчестья" она окунается в свою роль жертвы, не только не старается отомстить обидчикам, но и даёт им самое ценное, что может дать женщина. Отдает и землю и себя и свою честь на волю победителя в этой первобытной войне. Отец ее обвиняет, пытается убедить ее играть по правилам западного мира на африканском поле. Ничего у него из этого не выходит, жертва остаётся обесчещенной жертвой и даже находит в этом какой-то смысл. Герой же "разочаровавшись" в животном мире хочет вернуться в тот, от которого так гордо отрёкся, но не получается. Никто его там не ждёт, жертва его живёт как жила, ее честь не пострадала, квартира его ограблена, место работы занято, все кто играл по правилам принятыми обществом остались в этом обществе, а ему места там нет.

Наш герой остаётся неприкаенным проживать оставшиеся деньги и время. Как говорит про него его бывшая жена, он закончит стариком, побирающимся на помойке. Потому что для культурного общества он потерян и обесчестен, а для природного общества он слишком слаб и беспомощен. Он как те собаки, которых он провожает в последний путь, ещё чего-то хочет, ждёт, надеется, но конец уже за дверью. Сочувствовать ему или нет каждый выберет сам.