Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

15 февраля 2024 г. 16:43

9K

2 Спойлер Они с энтузиазмом проливают кровь друг друга

Не самая качественная, признаться, книга, даже среди произведений самого Стивена Кинга, которого я лично в принципе не считаю таким уж завеликим писателем. Удивляет обилие пустой похвалы здесь в рецензиях и малое количество конструктивной критики. Что ж, добавлю каплю своей.

"Жребий Салема" попал в мои читательские планы по одной причине - вампирская тема, мимо которой я, как правило, стараюсь не проходить. Вампиры здесь самые что ни на есть классические, и, по прошествии стольких лет со дня написания, не способны конкурировать со своими более современными потомками. Не потому, что существует тенденция по романтизации кровососущих, но обольстительных бестий, которую начала Энн Райс, и у которой, кстати, первый роман вышел на пару лет раньше, чем у Кинга. А потому, что слишком просты и прямолинейны, слишком предсказуемы и придурковато высокопарны, словно злодеи из старых-престарых фильмов, которыми, собственно, и являются.

Кроме антагониста, не способного поразить воображение современного читателя, в наших руках оказывается совершенно приземлённая и среднестатическая история про маленький провинциальный городок и сопутствующие тесному проживанию житейские дрязги. Можно сказать, визитная карточка Кинга, но троп этот невероятно популярен и среди других авторов.

Перед началом хоть какого-то действа, автор распишет нам настолько подробную экспозицию, что мама не горюй. С описанием каждой мысли, чиха и пука каждого из бесчисленного множества первостепенных, второстепенных и прочих нафиг не нужных персонажей. Короче говоря, сюжет раскачивается со скоростью улитки, которая временами, потерявшись, наворачивает круги на одном и том же месте.

Вне всякого сомнения, существуют в мире любители такого неспешного повествования. Однако, Кинг обаять меня не смог. Всех этих персонажей я видела в других произведениях автора с только лишь иными именами. Главным героем, по традиции, будет писатель в поисках вдохновения Бен, спустя много лет вернувшийся в город Салемс-Лот. Здесь он найдёт друзей и недругов, а также обворожительную, но глупую, как покажет дальнейшее развитие событий, молодуху.

Поймите меня правильно, но в какой-то момент я отчётливо поняла, что Кинг засунул аватар самого себя в сюжет. Даже без учёта самозабвенного нахваливания Бена в обычном повествовательном тексте. И тёлки от него без ума, и детишек он героически спасает. Молодец какой.

В то же время в городок прибывают две таинственные личности: Барлоу, которого никто никогда не видел вживую, и его верный помощник Стрейкер. В ход событий они вмешиваются на самом деле довольно косвенно. В основном всякий треш творит парочка покусанных Барлоу людей, и здесь скрывается любимая Кингом проповедь о том, что обыватели намного более привержены злу, чем натуральные монстры.

В дальнейшем каждый из упомянутых в экспозиции гениев попытается понять, что тут вообще происходит. Ну или не пытается, убого попадаясь в капканы челюстей инфернальных существ. В конце концов выжившие сбиваются к кучку, несущую "добро и возмездие". Почти что осовремененный Дракула , действительно похоже. И именно тут начинаются хоть сколько-то активные действия.

Автор зачем-то усиленно старается нас развеселить. Показывая голые задницы или проводя удары по тестикулам. Мне и без того тягомотно и не атмосферно, но Кинг закапывается всё глубже с каким-то непревзойдённым упоением.

Какой-никакой интерес у меня появился где-то к концу второй части, когда совсем безликие персонажи вымерли и перестали растягивать повествование своим существованием. Именно тут основные герои начали хоть чуточку передвигаться и защищать наконец-то себя от кровососов. Ещё я ни разу не упомянула Марка, но только потому, что он сбоку припёка и ввязывался в неприятности, вынуждая себя спасать. Отец Каллахан так вообще просто взял да свалил в закат, типа разбирайтесь сами с этою бедою. А что, так можно было? Ну и на кой он вообще появлялся на страницах? Чтобы я бежала читать "Тёмную Башню"? Такой себе маркетинговый ход.

В общем говоря, я не нашла тут ни жуткой атмосферы, ни интересных персонажей, на которых мне было бы не плевать с высокой колокольни. Скорее наоборот: постоянно возникало желание, чтобы их всех поскорее сожрали вампиры. Сюжет медленный, унылый, попросту не интересный. Какую бы антипатию и безграничную предвзятость я не имела к автору, но я сходу могу назвать пяток его книг, которые на голову выше обсуждаемого произведения. Даже Кэрри , которую, одну из немногих, принято критиковать среди фанатов кинговского творчества, и которая по воле судьбы оказалась первым изданным произведением, даже она заслуживает большего внимания, чем этот опус.

Что интересно подметить, особенно если за вашими плечами уже имеется опыт чтения произведений Стивена Кинга, так это корни происхождения его любимых сюжетов и тропов, растущие прямиком из "Жребия". Напомню на всякий случай: это вторая по счёту изданная автором книга, и многие её элементы настолько нам знакомы, что можно вообразить себе, вместе со многими другими недовольными читателями, будто Кинг копирует сам себя. На самом деле так оно и есть, но копия - это не "Жребий Салема", а всё остальное многотомное творчество.

Удивительно, что то, о чём я постоянно твержу, отстаивая свою позицию в отношении творчества сего автора, в этом произведении горит столь ярким пламенем. Герой-писатель. Ребёнок с умопомрачительными способностями. Школьные хулиганы. Камерное место действия, провоцирующее конфликты в обществе. Алкоголики. Домашнее насилие. Критика церкви. Человеческая дикость и жестокость. И так далее и тому подобное. Все эти штампы - и есть ваш Кинг собственной персоной, он из них соткан. И именно поэтому я искренне считаю, что любая его книга - суть есть набор этих штампов, только с новой упаковкой и ярким монстром в виде пышного банта на самой верхушке, чтобы уверенно кричать: нет, это совсем другое!

В сюжете я нашла зачатки идеи к Мизери , про писателя, самолично сжигающего свои рукописи. Не иначе, личный бзик у Кинга. И даже что-то очень схожее с Нужными вещами , в которой таинственный незнакомец аки серый кардинал манипулирует наивной деревенщиной. Ну, хорошо, конечно, что автор развил свои задумки. Уж эти два произведения всяко лучше серости "Жребия Салема".

Книгу я слушала в исполнении Ивана Литвинова, и даже не знаю, хорошо это или плохо. Во-первых, за собой я заметила невыносимую усталость от голоса Игоря Князева, не в обиду будет ему сказано. У меня просто, как у собаки Павлова, включается рефлекс: слышу голос Князева и сразу будто очередную квёлую кинговскую книжку читаю. А они мне очень часто очень сильно не нравятся. Негативный ассоциативный ряд какой-то априори с его голосом. Ну такое себе. Во-вторых, Литвинов своими вербальными переигрываниями превращает ужастик в невыносимую сатиру, и ты прыгаешь от дурного веселья к конкретному такому кринжу и обратно. Перевод, кажется, нормальный, но в одном месте работа редакторов была проделана "потрясающая":

Марк ощутил, как в воздухе ощущается напряжение...

Буква "К" в рамках тура 2024 игры от А до Я
Занимаемся расследованиями в МОПСе