Больше рецензий

Pirapoleykin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 августа 2014 г. 11:58

483

5

Илья Семенович Мельников — это учитель, выбравший свою профессию по велению сердца и отдающий всего себя работе. Таких педагогов крайне мало, в моей школе только один такой учитель, по совпадению, тоже историк. Ребенок — это чистый лист, губка, легко вбирающая в себя полученную информацию и легко поддающаяся внушению. Именно от преподавателей зависит, сможет ли ребенок выйти из школы достойным человеком. Я думаю, что все-все школьные учителя просто обязаны увидеть фильм и прочесть рассказ «Доживем до понедельника». Как сказал главный герой книги: «Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох». Но современные учителя выше этого, они даже не стараются научить, они день изо дня выполняют свою рутинную и бесполезную работу: дают ненужные тесты, затем весь вечер их проверяют. Кому это надо? Я могу с уверенностью сказать, что закончив с отличием девятый класс, умней я ни на грамм не стала: в моей голове только тесты. Именно поэтому повесть Георгия Полонского, написанная в "далеких" 60-х, сейчас актуальна как никогда.

Главный герой рассказа — это учитель истории, одинокий фронтовик Илья Семенович Мельников. Да, по подростковым меркам он уже почти пожилой человек, на него смотрят как на старика, но он еще молод, ему всего около 45 лет. Он предан своему делу, но его не покидает чувство неудовлетворенности и недовольства своей работой. Нет, он не недоволен условиями работы, он недоволен своими результатами. Он не верит в свою способность посеять в юных головах что-нибудь светлое и вечное. Он не может смириться с людской глупостью и необразованностью. Кроме того, в школу пришла работать новая молодая учительница, его бывшая ученица, Наталья. Она влюблена в историка, несмотря на большую разницу в возрасте. Класс Ильи Семеновича, девятый «В», предстает отдельным действующим лицом. в нем большое количество ребят, каждый со своими мечтами и надеждами. В один морозный осенний день класс напишет сочинение на тему «Что же такое счастье?». И, возможно, именно это сочинение изменит судьбы многих героев.

Я свободно цитирую рассказ, очень многое употребляю в своей речи, потому что каждая фраза, каждый диалог здесь имеет глубокий смысл, раскрывает людские души и сердца. Кроме того, главные действующие лица в книге— это люди разных поколений: пожилая мама учителя, сам Илья Семенович, молоденькая «англичанка» Наташа Горелова и, конечно же, целый класс подростков, девятиклассников. Таким образом, рассказ стоит и нужно перечитывать в разном возрасте, чтобы лучше понять каждого из персонажей. Сколько бы раз мне не довелось еще прочесть эту коротенькую повесть или посмотреть шедевральную экранизацию, но до конца я смогу ее понять только лет так в шестьдесят, я уверена в этом.
Что же нас ожидает в конце? Открытый финал. Нам не дано знать, как же все закончится, мы должны все додумать сами. Однако же, концовка положительная, сразу видно, что все будет хорошо у героев. Я для себя решила судьбу Ильи Семеновича: я уверена, что они будут вместе с Натальей Гореловой. Конечно, данный рассказ — это не «Санта Барбара», но, я думаю, что это самый благоприятный исход событий. Если люди понимают друг друга, если у них одинаковые жизненные ценности и взгляды на мир, то они обязательно будут вместе.

От книги странствий я не ждал обмана,
Я верил, что в какой-нибудь главе
Он выступит навстречу из тумана
Твой берег в невесомой синеве.

Но есть ошибка в курсе корабля!
С недавних пор я это ясно вижу
Стремительно вращается Земля,
А мы с тобой не делаемся ближе.