Больше рецензий

12 февраля 2024 г. 12:16

282

4 Антология викторианского детективного рассказа

В одной из предыдущих рецензий мне уже приходилось отмечать, что выставленная книге оценка, по сути, представляет собой некую «среднюю температуру по палате». Всё это вполне может быть отнесено и к данному случаю, поскольку более корректно было бы оценивать порознь литературный уровень произведений, включённых в сборник, и труд его составителей.
Сразу скажем, что последний однозначно заслуживает высшего балла. – Как было отмечено в предисловии,

перед вами – плод труда переводческого семинара, работающего на филологическом факультете МГУ. Почти три года 13 “сообщников” читали, выбирали и переводили детективные рассказы, искали иллюстрации, спорили о том, что оставить и что отвергнуть, всё глубже погружаясь в мир викторианского детектива...

Каждый из рассказов предваряет краткая биография его автора. Кроме того, в книгу включены два очерка: один – о появлении, развитии и особенностях англо-американской детективной литературы в период со второй половины XIX до начала ХХ в.; другой – о том, как в действительности в то время было организовано сыскное дело в Англии и Америке. Кроме того, издание снабжено весьма интересным иллюстрированным словариком.
Другой вопрос – уровень самих рассказов, включённых в сборник, авторами которых были ныне почти забытые, а в своё время очень популярные непосредственные предшественники и современники А. Конан Дойла. И вот здесь приходится признать, что с последним они в целом находятся всё-таки в разных «весовых категориях». Средний балл этих произведений, на мой взгляд, составляет лишь 3,5, и то с натяжкой.
Впрочем, конечно, одни рассказы нравятся больше, другие – меньше. Из всего, вошедшего в данную антологию, я ставлю на первое место (с оценкой в 4,5) «Послание со дна моря» Р. О. Фримена (видимо, не случайно произведения этого автора за последние десятилетия у нас выходили уже неоднократно). На четвёрку могу оценить «Рубины Реманетов» Г. Аллена, «Кражу в Лентон-Крофте» А. Моррисона, «Нефритового бога и биржевого маклера» Ф. Хьюма, «Убийство по доверенности» М. М. Бодкина...
Отметим и то, что сам по себе жанр детективного рассказа должен быть признан весьма сложным, и даже сама Агата Кристи далеко не всегда добивалась в нём однозначного успеха.
Так или иначе, вновь дадим слово составителям. –

Сами новеллы подобраны так, чтобы представить детективный жанр рубежа веков во всём его разнообразии – головоломка и судебная драма, детектив научный и детектив плутовской, загадочная кража, леденящее кровь убийство, изощрённое мошенничество...

При этом, правда, некоторые авторы (особенно М. Д. Пост) грубо нарушили главную заповедь классического детектива, которая гласит: нельзя делать героем преступника. На необходимости её неукоснительного соблюдения настаивал А. Конан Дойл, и в этом я полностью с ним согласен.
В качестве итога скажем, что в целом рецензируемая книга, безусловно, представляет немалую ценность – если не в художественном, то в историко-литературоведческом отношении.

Ветка комментариев


Да, сразу вспомнилось, что среди авторов был, например, человек, погибший на "Титанике"... Теперь надо будет где-то доставать продолжение данного сборника: https://www.livelib.ru/book/1001471738-tolko-ne-dvoretskij-sbornik-bez-avtora .