Больше рецензий

12 февраля 2024 г. 12:16

261

4 Антология викторианского детективного рассказа

В одной из предыдущих рецензий мне уже приходилось отмечать, что выставленная книге оценка, по сути, представляет собой некую «среднюю температуру по палате». Всё это вполне может быть отнесено и к данному случаю, поскольку более корректно было бы оценивать порознь литературный уровень произведений, включённых в сборник, и труд его составителей.
Сразу скажем, что последний однозначно заслуживает высшего балла. – Как было отмечено в предисловии,

перед вами – плод труда переводческого семинара, работающего на филологическом факультете МГУ. Почти три года 13 “сообщников” читали, выбирали и переводили детективные рассказы, искали иллюстрации, спорили о том, что оставить и что отвергнуть, всё глубже погружаясь в мир викторианского детектива...

Каждый из рассказов предваряет краткая биография его автора. Кроме того, в книгу включены два очерка: один – о появлении, развитии и особенностях англо-американской детективной литературы в период со второй половины XIX до начала ХХ в.; другой – о том, как в действительности в то время было организовано сыскное дело в Англии и Америке. Кроме того, издание снабжено весьма интересным иллюстрированным словариком.
Другой вопрос – уровень самих рассказов, включённых в сборник, авторами которых были ныне почти забытые, а в своё время очень популярные непосредственные предшественники и современники А. Конан Дойла. И вот здесь приходится признать, что с последним они в целом находятся всё-таки в разных «весовых категориях». Средний балл этих произведений, на мой взгляд, составляет лишь 3,5, и то с натяжкой.
Впрочем, конечно, одни рассказы нравятся больше, другие – меньше. Из всего, вошедшего в данную антологию, я ставлю на первое место (с оценкой в 4,5) «Послание со дна моря» Р. О. Фримена (видимо, не случайно произведения этого автора за последние десятилетия у нас выходили уже неоднократно). На четвёрку могу оценить «Рубины Реманетов» Г. Аллена, «Кражу в Лентон-Крофте» А. Моррисона, «Нефритового бога и биржевого маклера» Ф. Хьюма, «Убийство по доверенности» М. М. Бодкина...
Отметим и то, что сам по себе жанр детективного рассказа должен быть признан весьма сложным, и даже сама Агата Кристи далеко не всегда добивалась в нём однозначного успеха.
Так или иначе, вновь дадим слово составителям. –

Сами новеллы подобраны так, чтобы представить детективный жанр рубежа веков во всём его разнообразии – головоломка и судебная драма, детектив научный и детектив плутовской, загадочная кража, леденящее кровь убийство, изощрённое мошенничество...

При этом, правда, некоторые авторы (особенно М. Д. Пост) грубо нарушили главную заповедь классического детектива, которая гласит: нельзя делать героем преступника. На необходимости её неукоснительного соблюдения настаивал А. Конан Дойл, и в этом я полностью с ним согласен.
В качестве итога скажем, что в целом рецензируемая книга, безусловно, представляет немалую ценность – если не в художественном, то в историко-литературоведческом отношении.

Комментарии


Прекрасная идея со сборником... Отметила, что порой об авторе было гораздо интереснее читать, чем его произведение.


Да, сразу вспомнилось, что среди авторов был, например, человек, погибший на "Титанике"... Теперь надо будет где-то доставать продолжение данного сборника: https://www.livelib.ru/book/1001471738-tolko-ne-dvoretskij-sbornik-bez-avtora .