15 января 2024 г. 16:55

61

5 Habibi come to Paris!

Не так давно Европу потрясла новость о нашествии клопов на Париж. Позже стали писать, якобы проблема преувеличена, последствие глобального потепления, и вообще нам некогда - готовимся к Олимпийским играм. Тем не менее, осталось неприятное послевкусие, репутация подорвана, а луковый суп больше не тот.

На самом деле это малая из бед, которые окутали некогда величественный город. Судя по критической книге французского урбаниста Ги Бюржеля “Умирает ли Париж?”, количество проблем растет пропорционально популяции клопов. Вопросительность сменяется на констатацией.

Честно говоря, меня больше интересуют проблемы моего родного города Риги. В прошлом году Рига потеряла статус Балтийской столицы, передав его Вильнюсу (Литва), где количество жителей превысило 630 тыс. человек. С 1990 года, население Риги уменьшилось на ~35%, в то время как население Парижа оставалось стабильным около 2.1 млн чел., увеличиваясь через агломерацию до 12.2 млн жителей. И Рига, и Париж столицы, но объемы не соизмеримы. Мы разные. И все же после прочтения сердитой книги мсье Бюржеля, я нашел много схожих камней преткновения, которые могут сбить балтийский город с пути развития. Париж, судя по всему, уже находиться в состоянии поиска новой самоидентификации.

Книга написана в 2008 году, и может показаться, что утратила актуальность. Но это не так. Скорее сбылись прогнозы Бюржеля. Тайное стало явным, и шансов все исправить остается все меньше.

Основной проблемой Парижа урбанист считает экономику. Несмотря, на то что сам город это 3% от населения страны, а столичный регион Иль-де-Франс 17.5%, их экономика создает треть национального производства страны. При том, что высокотехнологичных рабочих мест сотни тысяч (hi-tech, банкинг, кутюрье и тд.), работы для миллионов низкоквалифицированного пролетариата не хватает. Ученый сообщает, что небольшой, относительно всего населения, класс высокообразованных бобо (богемной буржуазии), работает вне времени, и семьи. В Париже только 36% семей имеют детей. Демография держится за счет иммигрантов, сами знаете откуда.

Проблема пресловутых иммигрантских гетто усугубляется, а) нехваткой жилплощади, б) неустройством районов, в) отсутствием рабочих мест, г)отдаленностью от районов, в которых эти самые рабочие места имеются. Последнему пункту автор придает особую важность. Город и агломерация так разрослись, что длительность поездок из одного конец в другой кратно увеличилась. К тому же не до всех районов построили ветки метро или трамвая. Эти проекты вводятся в эксплуатацию медленно, с гигантскими сметами, и не всегда ожидаемым эффектом. Например, из-за постоянных забастовок. Кстати, удачным решением последних, Ги считает сеть прокатов велосипедов Velib. Но на этом все. Отношение французов к Uber не самое радужное, а самокаты и вовсе запретили. Да уж, прогресс там действительно….другой)

Короче говоря, мотаться часами на работу никто не горит желанием. К тому же в агломерацию входят множество префектур и коммун. Общего со-управления не получается. Вместо этого плодятся окологородские\госудаственные структуры, с гигантскими средства, но не прозрачными тратами. Участвовать в развитии общественного транспорта хотят далеко не все, ведь на нем в район могут заехать этнические жители гетто, и сжечь пару сотен дорогих машин. Два мира, два шапиро.

Зеленый курс, который городские власти ставят в приоритет, не способствует социальной стабилизации. Автор приводит примеры, когда приходилось отказываться от постройки больницы, так как левые бобо поднимали вой из-за пары деревьев в парке. Яростное сопротивление богемы можно понять, они тащат экономику города, отказывают себе в семейных радостях, а их хотят “наградить” садиком под окнами для арабских детишек, чтобы их улицы весело пылали остовами машин на Новый год (как например, в 2023-м). У нас зеленый курс так же в фаворитах, в частности проявляется в столбиках на дорогах и скамейках с зеленью на тротуарах, к сожалению, в ущерб обычным дорогам со средневековыми ямами. Возможно нас готовят к Венецианскому сценарию…..

Город-праздник или просто праздник задается вопросом автор? Толпы туристов это хорошо, но действительно, крупные культурные объекты и пространства за последние годы замечены не были в городе (вздыхает Ги). Почему? Бюрократия, политика, отсутствие институционального проектирования. Долой островное мышление, Париж это не заповедник для бобо!

Уменьшение плотности застройки и озеленение любой ценой, делают жизни в Париже слишком дорогой. Беднота вытесняется в безысходные пригороды, откуда делает набеги на состоятельных соседей в центре. Париж окружен пороховыми бочками, периодически дающими о себе знать. Чувствуется, что Бюржель буквально вздыхает по временам барона Османа конца 20 века, когда можно было сносить целые улицы и строить, что подсказывал здравый смысл.

Труд урбаниста Бюржеля, автора многих книг по обустройству городов, мал в объеме, но крупный идейно. Отличной иллюстрацией к книге послужит фильм Ромена Гавраса “Афины”, о захвате района Парижа его же жителями-мигрантами. Городское общество жОстко “бобонизировалось” - входной билет в центр очень высок, потому Париж расползается в предместьях, до которых не успевают доползти транспортные артерии, рабочие места, и элементарная культура. Условные “Медичи” не желают решать острые социальные проблемы, которые могут стоить им поста с учетом непростой выборочной системы города (избирается префектами районов). Без единой стратегической экономической политики Париж превращается в инертный мегаполис изрисованный граффити и мусором на улицах, полагает автор. Подготовка к Олимпиаде -2024 в Париже выглядит как передышка Наполеона перед ссылкой на остров Св.Елены.

Может показаться, что автор как то уж слишком критически настроен в отношении столицы своей страны, однако это не так. Как раз наоборот, он подчеркивает значение города в судьбе Франции, а его опыт и профессионализм позволяют заглянуть за горизонты. А там горят машины и клопы всех щелях

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!