Больше рецензий

SinInGrin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 августа 2014 г. 16:03

15K

5

Если вам кажется, что вы могли поступить по-другому, знайте – вы не могли.

Устроим небольшой сеанс реинкарнации.
Сначала мы становимся тридцатисемилетним преподавателем французской литературы.
Наше имя теперь Гумберт Гумберт. Внешне мы мало отличаемся от абсолютного большинства других тридцатисемилетних мужчин. Мы ходим в магазины, ездим на машине, читаем книги, бреемся и делаем прочие всем доступные бытовые мелочи.
Но одно отличие все же есть.
Когда мы смотрим на девочек от девяти до четырнадцати лет, нашим разумом завладевают мысли отличные от мыслей всех остальных людей в этот же момент. Мы не думаем, что этим милым крошкам родители купили очень забавные платьица. О нет. Мы хотим, чтобы они оказались без платьиц. Мы не думаем, что их улыбки излучают тепло и свет вокруг. Нет. Мы хотим припасть губами к этим улыбкам. Мы не думаем, что у них такие бездонные голубые глаза, что в них отражается вся вселенная. Мы смотрим гораздо ниже этих глаз. Не думаем, что упав, они могут повредить свои острые детские коленки. Мы смотри выше коленок. И думаем совсем о другом.
Возможно, мы были бы рады больше никогда не видеть в своих снах эти розовощекие улыбающиеся лица. Эти тонкие руки с проступившими голубыми венами, эту сосудистую сетку над веками, прикрывающими бездонные, полные иллюзорного порока глаза. Эти сочные, манящие губы. Возможно, мы хотели бы иметь в своих фантазиях совершенно других персонажей. Но мы не можем этого сделать.
Виной ли этому стало неудовлетворенное переживание по красавице Аннабелле в юном возрасте, быть может во всем виноват сломанный ген, а может все дело в слабости нашего характера, но встреча в один из дней нашей жизни с Шарлоттой Гейз и ее дочерью ломает нас до конца.

Ло-ли-та. Свет моей жизни, огонь моего разума. Грех мой, душа моя.


Мы переносимся в тело Шарлотты Гейз. Теперь мы похоронившая мужа, тридцатипятилетняя американка, в одиночку воспитывающая двенадцатилетнюю дочь. Наш спектр желаний суживается до одного единственного - найти себе мужа и тем самым влиться в нормальную жизнь среднестатистической американской женщины. Наконец стать такой как все. Мы встречаем Гумберта, который прочно заполняет собой все наше сознание. Мысли о нем достигают самых потайных уголков нашего разума. Вот он - спасительный билет в нормальную спокойную жизнь. И все меркнет. Наша прошлая жизнь. Наша дочь - трудный подросток, от которой и так одни проблемы. Все наши прошлые правила и устои. Мы понимаем, что всегда хотели другого.

Гум-берт. Гум-берт. Свет моей жизни, огонь моего разума. Ангел мой, боль моя. Мой экспресс до рая.

Очередной скачок. Теперь мы - двенадцатилетняя девочка. Долорез Гейз. Потерявшая отца. Имеющая нелюбимую мать, которой мы не нужны. Мать, настроенную на себя и свои желания. Мать, от которой никуда не деться, потому что нам только двенадцать. Мать, которую мы в душе ненавидим. Как и весь мир. Мы не испытываем положительных чувств. Ни к нашим друзьям, ни к нашей матери, ни к Гумберту. Гумберт - возможность выскочить из ненавистного настоящего в новое счастливое будущее. На самом деле, нам неважно, кто будет нашим путеводителем в новую жизнь. Гумберт Гумберт, режиссер Куильти, кто-то другой. Все равно. Это будущее кажется таким зыбким и реальным одновременно. Это возможность прошить свои легкие воздухом свободы. Возможность забыть кто мы на самом деле. Долорез? Лолита? Цена так невысока. Тело дешевле души. Плоть дешевле надежды. Это так мало. Нам так кажется по-началу. И мы согласны на все.. А необычная игра слишком быстро превращается в жестокую реальность.

Не-важ-но-кто. Не-важ-но-кто. Светлячок моего будущего, огонек моей надежды. Страх мой, освобождение мое. Мучитель мой, спаситель мой.

Великая трагедия человечества, положенная на плечи Гумберта и маленькой Ло. Шарлотты и всех остальных персонажей. Великая трагедия каждого из нас. Вопрос выбора пути и поиска смыслов и правды. Сколько нас в наших желаниях? Сколько этих желаний в нас? Есть ли у них предел? И чего мы на самом деле хотим?
Как одно желание, один человек, одно решение может сломать всю нашу жизнь, и много других жизней..
Книга, вызывающая диссонанс. Создающая раскол сознания. Тот случай, когда ты ВСЕХ оправдываешь и осуждаешь одновременно.
Это сильно и страшно.

Ветка комментариев


Да нет. Смысла там куда больше, чем вы думаете.
И гораздо больше, чем можно уместить в одну рецензию. И вопросы экзистенциального характера и двойственности восприятия мира и себя ( см. Гумберт - Куильти ) и еще много всего. Я описала лишь часть, т.к. число символов в рецензиях ограничено.
Вы, конечно, можете думать и как думаете - имеете право. Но так можно про любую непонятую книгу говорить - нет смысла, просто игра с читателем))


И ему тоже?


Проффера не читала, ничего не могу сказать. Возьму в хотелки - прочту на досуге, раз считаете его достойным доверия.
Я читала другие "расшифровки". Бердяева, например. Многих. Точных имен не помню уже. Читала интервью самого Набокова, который намекал на вариации смыслов. Мною в его намеках было увидено, что смысл в Лолите есть. И даже весьма глубокий и с ответвлениями.
Я не истина в последней инстанции - это ясно, просто мое мнение - таково, Ваше - иное.


Небольшая разница состоит в том, что Проффер свои утверждения обосновывает, а Вы всего лишь декларируете. Впрочем в качестве "фантазии по поводу может быть лаже и неплохо.


А я разве Проффер? Я не философ, не ученый, не славист. Просто мое мнение и - все)
Это даже не мнение, а факты из книги)


А у Вас есть тоже мнение или Вы соглашаетесь с известными (кстати ничегошеньки не написавшие сами) критиками?


с известными (кстати ничегошеньки не НАПИСАВШИЕМИ сами)

Эпиграфом своему исследованию Проффер поставил:

Ти-ри-бом. И еще раз — бом! Нет, я не сошел с ума, это я просто издаю маленькие радостные звуки. Так радуешься, надув кого-нибудь. А я только что здорово кого-то надул. Кого? Посмотрись, читатель, в зеркало, благо ты зеркала так любишь.
Набоков "Отчаяние"

Браво! Он же (Проффер) был учеником Набокова.
Учитывая, что книга писалась в тесном контакте с самим Набоковым, 1) продолжали морочить читателя дальше в тандеме, либо 2) Набоков через Проффера приоткрыл для особо недогадливых, нелюбопытных и непросвещённых читателей некоторые тайны своей жизни и книги